Уникальный подарок природы, выдающийся по масштабам, самобытной красоте и значимости для экологии планеты, находится на территории Томской области. Рядом с нами.
Еще одними вынужденными жителями Васюганских болот и их окрестностей стали старообрядцы. В глухой тайге они надеялись скрыться от преследования церковных и светских властей, поэтому продвигались все дальше и дальше. В Нарымском крае, недалеко от Васюганского болота, они оказались в конце 19-го — начале 20-го века.
Слушать подкаст:
Бывало, что староверов ссылали в Сибирь и власти, но именно на Васюганье они переезжали по собственному желанию. В 1882 году Западно-Сибирский отдел Русского географического общества поручил Николаю Григоровскому проверить, «действительно ли «по верховью Васюгана и впадающих в него речек поселились крестьяне из российских губерний, старообрядцы-раскольники; будто бы настроили себе селения, завели пашни и скотину и живут, тайно предаваясь своему фанатическому молению».
В поисках Беловодья
Вначале выходцы с Урала и из Центральной России якобы нашли его на Алтае. Дорога до рая в 18-го веке описывалась вполне конкретно:
«Во святую страну Беловодье надобно ехать от Москвы до Казани, оттуда до Бийска. От Бийска подниматься вверх по реке Катуни. На Катуни ищите деревню Уймонку. В ней инок Иосиф содержит обитель. Он покажет путь через горы каменные, снеговые. Там древа дивные и земные плоды. Там хлеб сеют раз, и урожая хватает на 4 года, потому что страна сия лежит близко к раю, и оттуда живьем берут всех на небо».
Затем, по свидетельствам этнографов, старообрядцы стали считать Беловодьем нарымскую тайгу. Они проложили по ней тайные тропы. Как раз по ним сбегали в 30-х годах спецпереселенцы. По рассказам местных жителей, тропы были летние, среди непроходимых болот. Один неверный шаг грозил гибелью.
Охотница и рукодельница
Северский этнограф Прасковья Бардина в 1982 году записала рассказ васюганской старообрядки Анны Ярославцевой. Родилась Анна Анфимовна в 1908 году. Ей было около двух лет, когда ее родители переехали на Васюган из-под Тюмени. Со временем она стала хорошей мастерицей: могла соткать яркие дорожки «с протычками», сделать ковер «со стеклами», сшить и вышить рубахи, полотенца, скатерти, сложить печку особой конструкции и даже принять роды. Но больше всего она полюбила охоту. Семья Анны Анфимовны жила в устье реки Салата, рядом с охотбазой. С 16 лет она стала охотиться сама. Только из-за этого занятия она не захотела переехать в старости к родственникам в Тюмень.
Женщина рассказала, как первый раз ходила на медведя. Шли вчетвером, с братом и еще двумя молодыми людьми. Несмотря на предостережения парней, Анна всю дорогу смеялась и шутила. В итоге примета оправдалась: в тот день все четверо чуть не погибли. Ребята подняли медведя из берлоги, а ружье не выстрелило. Девушка в свои 16 лет не растерялась, зубами вытащила застрявший патрон и спустила курок снова. Это и спасло охотникам жизнь.
В итоге Анна Анфимовна стала удачливой охотницей, даже ходила потом на медведя в одиночку. Но от своих обычаев не отступала. Есть мясо зверя «с когтем» считается грехом, поэтому медвежатину она не употребляла. Еще даже в голод запрещено было есть зайцев. Не будем забывать и о строгих постах, которые староверы соблюдают неукоснительно. А еще женщина не могла носить штаны, поэтому на охоту Анна Анфимовна ходила в юбке, хоть та и шуршала. Замуж старообрядка вышла в 1937 году. Перед свадьбой она сама вышила мужу рубаху. А через четыре года он ушел на фронт и пропал без вести. Но она до конца жизни продолжала его ждать, обращалась в военкомат в 70-х. Но безрезультатно.
Сейчас представителю Томской старообрядческой община о проживании староверов на Васюганских болотах ничего не известно. Нет такой информации и у жителей Каргасокского района.
«Староверы у нас живут в отдаленных деревнях как обычные люди, соблюдают свои традиции. А вот о местных Лыковых где-то в глухой тайге неизвестно», — рассказала одна из жительниц Каргаска.
По ее словам, в 80-е годы геологи находили множество заброшенных старообрядческих скитов в Каргасокском районе. Дети даже приносили в школу райцентра старопечатные книги и показывали учителям и одноклассникам. Что стало с теми, кто покинул эти скиты, сказать трудно. Возможно, они умерли, а может быть, вышли к людям и поселились в деревнях.