Уникальный подарок природы, выдающийся по масштабам, самобытной красоте и значимости для экологии планеты, находится на территории Томской области. Рядом с нами.
Юрий Иванович Егоровt проработал на нефтяных месторожденияхt Васюганского болота 20 лет. Сейчас онt уже десять лет на пенсии, но «династию»t продолжил сын Евгений — он трудитсяt под Тюменью.
Слушать подкаст:
t
Во время перестройки, в 1985-м, Юрий Иванович ушел с томского радиотехнического завода. Вдруг бывший коллега предложил попробовать себя на вахте. Мужчина решил не упускать такую возможность.
«Больше всего мне нравилось, что каждый месяц есть мини-отпуск по две недели. Правда, не скажу, что и завод меня чем-то сильно не устраивал», — делится бывший вахтовик.
Правда, признается пенсионер, полжизни его сын и дочь провели без отца. Но о решении все же не жалел ни он, ни супруга. С ней они немного не дожили до 50-летнего юбилея совместной жизни.
Хоть поначалу зарплата и была высокой, но затем все же пришло и повышение, и социальная поддержка. Даже сейчас, через десять лет после выхода на пенсию, Юрий Иванович может каждый год бесплатно ездить в санаторий. Правда, этому предшествовала работа в весьма нелегких условиях.
И в мороз, и в жару
«Трудился на дОбыче» — так говорит о своей профессии Юрий Иванович. Работал только на улице. Летомt температура на Васюгане доходила доt +30, а зимой, бывало, опускалась до -50.
Летом больше всего надоедали комары и гнус. Хоть нефтяникам и выдавали мазь, в полной мере она не спасала. Лучше всего помогал деготь. Его порой смешивали с мазью для большего эффекта. Старинное средство от гнуса делали сами.
Зимой в сильные морозы рядом с месторождением стоял теплый автобус. Нефтяники могли греться в нем в -50 каждые 15 минут. Работали по 12 часов.
Как вспоминает пенсионер, жить приходилось в разных условиях. Если месторождение оказывалось неподалеку от вахтового поселка, то можно было ночевать в общежитии со всеми удобствами. Но порой приходилось и оставаться в строительных вагончиках. Но при этом обустройство бани и столовой для начальства было всегда в приоритете.
Запрещено, но втемную делают
Юрий Иванович до сих пор каждые выходные бывает в лесу. Себя он называет заядлым охотником и рыболовом. Правда, во время работы в тайге он ловил только рыбу и порой собирал дикоросы. При богатейших ресурсах нефтяникам запрещено привозить оружие и после работы отправляться в лес. Дело в том, что было слишком много случаев, когда заблудившихся мужчин приходилось искать. Но втемную возможности привести домой ягод или дичи вахтовики все же не упускают.
Пенсионер много раз видел на Васюгане медведей. Обычно они следят за автобусами вахтовиков, когда те едут на месторождение, но близко не подходят.
«Однажды мы с товарищем пошли в сентябре за кедровыми шишками. Я набрал чуть меньше и ушел пораньше, а он решил запастись основательно. Прибегает через час с огромными глазами. Я спрашиваю: «Где же твоя шишка?» А он отвечает: «Какие шишки! Берите ружья, пойдем на медведя». В итоге выяснилось, что к товарищу вышел медвежонок, а краем глаза он успел заметить его маму и бросился бежать. Но все обошлось», — вспоминает мужчина.
С чем действительно нет пощады, так это с употреблением алкоголя. Люди не готовы рисковать ради него работой, поэтому сдерживаются.
Раньше, особенно в 90-х, из-за пьянства на скважинах погибали постоянно. Еще умирали от отравления метанолом. Технический спирт заливают в скважину, чтобы она не замерзала зимой. По вкусу и запаху он не отличается от этилового. Сейчас бочку с метанолом хранят под семью замками, а раньше люди умирали от него целыми компаниями по 10-20 человек.
Об экологии речи нет
Васюганское болото принято считать экологически чистой зоной, но так ли это на самом деле? Раньше в него сбрасывали ступени ракет, и остатки несгоревшего топлива попадали в хрупкую экосистему. «Постарались» и нефтяники. Хоть сейчас за безопасностью производства ведется строгий надзор, и компании предоставляют длинные списки мероприятий по природоохране, но много вреда уже нанесено.
«Сколько техники мы затопили в Васюганских болотах, не сосчитать! В советское время об этом даже не задумывались. Угробишь, пришлют новую. Когда прокладывали дороги к месторождениям, от топей не спасали даже настилы из веток», — говорит вахтовик.
Поначалу, пока к месторождениям не было дорог, все необходимое доставляли вертолетами. Они тоже частенько оставляли груз в болоте: его прикрепляли снаружи, и если воздушное судно начинало раскачивать, в целях безопасности его простоt сбрасывали.