Начинатьлечить сразу после установления диагноза и не оставлять без медицинской помощи.Такая рекомендация всегда дается пациентам с невропатией лицевого нерва. Еепризнаки выражены уже с первых часов заболевания, сразу перекашивается лицо иочевидной становится асимметрия. Томские микрохирурги не раз возвращалипациентов к привычной жизни после такого недуга. Подробнее о патологии мыпоговорим сегодня с кандидатом медицинских наук, пластическим хирургом АНО НИИ Микрохирургии АндреемБайтингером.
—Как часто к вам обращаются пациенты сневропатией лицевого нерва?
—Сейчас стали обращаться часто. Но многие социально замкнутые, мы их не видим наулице. У многих стала причиной опухоль головного мозга, когда не только лицевойнерв задействован, но и причинен вред вестибулярному аппарату, нарушаетсякоординация движений, походка. Люди замыкаются, сидят дома. Многие не могутпсихологически оправиться от того, что заболевание выражено на лице. Заболеваниеможет наступить внезапно (продуло), а может быть следствием хирургическоговмешательства (когда удаляется опухоль головного мозга). И восстановить лицевойнерв в голове в последнем случае уже нельзя. Поэтому мы делаем всякие хитрости,чтобы обмануть нервную систему и сделать уже операцию на лице, а не на мозге. Подтянутьлицо, глаз, поставить бровь на место, заставить глаз закрываться, как надо — это прерогатива пластических хирургов, и мы эти операции делаем даже по ОМС.
—В клинику приезжают со всей России, какузнают, что именно здесь эта проблема успешно решается специалистами уже многолет?
—Вся хирургия лицевого нерва пришла к нам из-за рубежа. Чтобы понять принципы реконструкции, надо учиться за границей. Такихспециалистов у нас единицы. У нас нет такого понятия, как распределение потока пациентов. Сейчас свободное информационное пространство, пациенты сами ищутсебе врача, контактируют с доктором. Я оперирую лицевой нерв с 2016 года, а умоего бразильского учителя уже более 1000 пациентов. К каждому пациенту подхожууглубленно. В томском НИИ Микрохирургии мы проводим подробный анализ лица, тех возможностей, которые можемпредложить. Их много. У кого-то лицо с выраженной жировой клетчаткой, у кого-то— очень худое или сильно птозированное (сильно опущенное), у других — высокий тонус здоровой половины.
Важноучитывать образ жизни и деятельность пациента, так как ему с последствияминашей операции предстоит жить и работать.
Естьтри аспекта функционирования лица: статическая, динамическая, спонтанная. Важнособлюдать баланс. В отличие от рук, ног и других частей тела, на лицо действуетсила в нескольких плоскостях. Мало того, что лицо с возрастом опускается вниз(носогубные складки, мешки под глазами, опрокинутые брови), это происходит слицом за счет гравитации. Нефункционирующие мышцы утяжеляют лицо.
—Чаще к пластическим хирургам приходятуже после безуспешной медикаментозной терапии? Или стараются сразу связаться соспециалистами, как только поставлен диагноз?
—Нерв может быть поврежден разными способами: механически, инфекционнымиагентами. Принцип лечения строится на определении причин паралича лица. Если причина — инфекция, то лечат инфекционисты и неврологи. Затем последствия паралича корректируются с помощью хирургии У меня есть команда, я работаю не один. Лицо после операции будетфункционировать по-другому. Надо будет к этому привыкать.
Мы пересаживаем нерв,грубо говоря, обманываем мозг, которому требуется время, чтобы понять, какдальше функционировать. Благодаря своей пластичности мозг подстраивается, ноэто не должны быть очень сложные невральные переключения. Наша задача придуматьпод каждого пациента, что куда переключить и пересадить, чтобы мозг это понял.Для молодых и пациентов постарше могут быть разные принципы.
—Какие категории людей попадают в зонуриска наступления невропатии лицевого нерва? Она чаще возникает после травм,каких-либо заболеваний?
—В категорию риска попадают все возрасты. Не застрахован никто. Есть врожденныепараличи, когда недуг заметен еще в родзале. Есть генетические синдромы. Ну апродуть или подцепить герпес можно в любой момент. С опухолью мозга могут бытьтоже пациенты в любом возрастном сегменте.
—Как определяется необходимостьпроведения хирургического вмешательства? Какие для этого бывают показания?
—Есть определенные диагностические возможности. Прежде всего, проводитсяглубинный анализ функций лица. Здесь 100% зависит от квалификации специалиста.Не все доктора объясняют пациенту, какая и зачем нужна операция. Потому чтонадо просмотреть разные сценарии. После грамотного анализа все остальные инструментальныеметоды только позволяют корректировать тактику: электронейрография (проверяемэлектрическим током, как работает нерв, мышцы), в некоторых случаях назначаетсяМРТ. Очень индивидуализированный подход к пациенту.
Естьабсолютные и относительные противопоказания. Операции проводятся под общейанестезией, поэтому на них распространяются и те ограничения, кому такиеманипуляции запрещены.
Мы помним, что у нас хирургия не спасения, а хирургиякачества жизни.
—Насколько продолжительным оказываетсялечение и период реабилитации? Сколько времени пациенты, в среднем, проводят встенах клиники?
—При невральной реконструкции пациенты, в среднем, находятся в клинике 4-5 дней.Мы делаем аккуратные косметические швы, которые стараемся прятать около уха илиза ухо, в волосах. Когда речь идет о крупных операциях по пересадке мышц, тампациенты 7-10 дней пребывают в клинике. Период реабилитации около 4,5 месяцев смомента операции. Сразу после наркоза в ощущениях пациента почти ничего неменяется. И здесь психологическое напряжение возникает, как для доктора, так идля пациента. А в некоторых случаях с пересадкой мышц изменения ощущаются ужена следующий день. При пластике глаз, когда надо, чтобы глаз полностьюзакрывался, результат операции пациент оценивает сразу на операционном столе. Этовсе этапное лечение и командная работа.
—Можно ли обратиться за лечением этогонедуга с полисом ОМС? Какой порядок действий в этом случае?
—Необходимо просто обратиться в наш институт. Мы осматриваем пациента,определяемся с планом лечения. Потом мы помогаем оформить все документы. Максимальноеупрощение, не гоняем пациента к врачам по месту жительства. Консультируюзаочно, онлайн. Мне присылают видео. Для предварительного анамнеза этогодостаточно.
Госпитализацияпациентов готовится заранее, чтобы иногородним пациентам нигде дополнительно неостанавливаться. Технологии позволяют отпускать пациентов домой через полчасапосле операции. Такие процедуры наиболее интересны бизнесменам, кто не можетждать три недели, а также возрастным пациентам, у которых есть сопутствующиезаболевания и ограничения на операции. За качеством жизни люди готовыприехать с любого конца света.
Мы рады помочь всем!
Адрес: ОКБ, Ивана Черных 96, 9 этаж т. (3822) 940‒540