Дисклеймер: то, что вы прочтете далее — мнение автора, соглашаться с ним или нет — дело каждого. Осторожно, спойлеры.
Как показать целую жизнь одного очень неординарного человека, выходя при этом за классические театральные рамки? Как оказалось, очень даже играючи. Вчера в баре событий «Какие люди!» прошел новый театральный эксперимент от сообщества актеров «Игроки», которые на этот раз решили уйти от набора различных зарисовок на общую тему и показать полноценный биографический спектакль о Данииле Хармсе. Но обо всем по порядку.
Зная очень необычный характер писателя Хармса, его творческий подход и сформулированное мироощущение, сложно было представить, что «Игроки» решатся сделать массивный и монолитный, наполненный драмой спектакль о тяжести жизни непонятого человека. Нет, вышло все иначе, и зрителя ждала приятная и веселая буффонада, моментально вовлекающая человека в процесс, рассказывая историю так, будто ее вынули из головы самого Хармса.
Детство и даже зачатие писателя выглядело как в классических представлениях клоунады: сумбурно, карикатурно, абсурдно, но все еще биографично и целостно. Актеры кричали и смеялись в нужной для ситуации тональности и манере, вели себя очень импульсивно, лицедействуя на всю катушку. И это самое выигрышное положение, ведь следом за всеми этими кривляньями, смехом и абсурдом крылась самая настоящая драма человека, которого репрессировало целое государство, и контраст вышел крайне полярным.
Уже в конце первого акта от веселья не остается и следа, свет становится более тусклым, буффонада пропадает, заменяясь цикличными и даже несколько пугающими художественными элементами, которые подчеркивают рутинность и обреченность жизни Хармса. Конец, как и предполагается, трагичный.
Стоит отметить, что на этот раз импровизированная сцена была перенесена в центр бара, позволив истории и действию занять все доступное пространство, распространяясь на каждого вовлеченного зрителя. Отличным решением была и постановка одной целостной истории с ее мощными эмоциональными и тематическими качелями, что позволяет выводить подобного рода постановки на более высокий драматический уровень, в большей степени оправдывая намеренный отрыв от классических театральных схем, что может показаться противоречием.
«Игроки» показывают результаты, каждая постановка избавляется от минусов предыдущей, растет количество художественных инструментов и образов, что начинает делать сообщество актеров очень серьезной культурной силой города Томска, постановки которых явно не стоит пропускать.