С каждым днем все больше появляется сообщений о мошенничествах разного рода. Активисты регионального отделения Общероссийского народного фронта напоминают, томичам, что чаще всего мошенники застают врасплох, представляются сотрудниками безопасности банка и просят данные о картах и счетах. Растерявшиеся томичи сообщают нужную информацию и остаются без денег.
Эксперты Общероссийского народного фронта призывают государственные структуры и банки срочно вмешаться в ситуацию и немедленно запустить по всей стране масштабную социальную программу финансового просвещения граждан и рекламно-агитационную кампанию защиты от телефонных и интернет-мошенников.
По данным общественников, чаще всего мошенники действуют по определенной схеме: они звонят своей жертве, представляются сотрудником службы безопасности банка, просят сообщить конфиденциальные данные, сообщая, что они нужны для предотвращения подозрительной операции или возникшего сбоя в системе. Таким образом они узнают номер карты, CVV- или CCV-код или код из СМС.
Также распространение получила и еще одна схема, когда на телефон человека приходит СМС-сообщение необходимости совершить звонок, иначе карта может быть заблокирована в ближайшее время.
Так, томской пенсионерке Надежде Владимировне пришло смс с номера банка о том, что ее карта заблокирована и для ее разблокировки необходимо перезвонить по указанному телефону. Женщина слышала и читала про финансовых мошенников и интересуется вопросами финансовой грамотности. Но в этот момент немного растерялась и испугалась за сохранность своих сбережений. Мошенники как раз и рассчитывают на эффект внезапности неожиданности, на то, что владелец карты в спешке начнет совершать необдуманные действия и сообщит конфиденциальную информацию.
Женщина позвонила по указанному номеру. Мужчина на другом конце телефона представился сотрудником службы безопасности банка. Сообщил пенсионерке, что на ее карте обнаружена подозрительная активность, зафиксированы факты взлома и несанкционированного списания средства. «Банк выявил подозрительную операцию», «в системе произошел сбой». Поэтому банк ее заблокировал для сохранности ваших средств. Для разблокировки карты нужно назвать код, который пришел ей на телефон в смс. Надежда Владимировна сообщила данные своей банковской карты и код в смс. Сразу же после того, как она положила трубку, ей пришло смс-уведомление, что с ее карты списаны 8 тысяч рублей. Она тут же позвонила по указанному номеру, но телефон оказался недоступен.
В тот же день пенсионерка обратилась в отделение банка и написала заявление в полицию. Заявление у нее приняли, однако мошенники до сих пор не найдены, и деньги пенсионерка вернуть так и не смогла.
«Важно помнить простую вещь: сотрудники банка никогда не запрашивают данные карт, пароли и коды. Если у вас есть подозрение, что вас обманывают, то сразу же нужно закончить разговор, если кто-то просит у вас данные от карты или интернет-банка. Не нужно совершать никаких операций по инструкциям звонящего. Сразу же свяжитесь с банком одним из этих способов: в мобильном приложении, на номер банка либо по телефону горячей линии вашего банка», — рассказала координатор проекта Общероссийского народного фронта «За права заемщиков» в Томской области Мария Родченко.
Как отмечают эксперты, проблема социальной инженерии в отношении россиян, особенно пенсионного возраста, крайне серьезная. Масштабы мошенничества достигли колоссальных размеров. С карт россиян незаконно списываются порядка 2,5 миллиарда рублей ежегодно. Количество граждан, пострадавших от действий мошенников, исчисляется уже даже не десятками, а сотнями тысяч.
Сообщения о мошенничествах различного рода ежедневно появляются в сводке происшествий регионального УМВД, томичи становится жертвами телефонных обманов, заказывают посылки в интернете с непроверенных ресурсов, сообщают данные о картах и пускают посторонних в дом.
Если вам есть о чем рассказать, звоните нам в редакцию по телефону 522-099.