Уникальный подарок природы, выдающийся по масштабам, самобытной красоте и значимости для экологии планеты, находится на территории Томской области. Рядом с нами.
«Кладовой солнца», переданной в наследство человеку, называл торф известный писатель Михаил Пришвин. И львиная доля этого «наследства» досталась России — на ее территории, по разным оценкам, сосредоточено от 30 до 40 % торфяных ресурсов планеты. 3 % мировых запасов таят в себе просторы Васюганских болот. О богатстве нашей земли — в подкасте Tomsk.ru:
ТОРФ: ГОРЮЧАЯ ЗЕМЛЯ
История использования торфа насчитывает не одно тысячелетие — еще древние греки и римляне отапливали «горючей землей» свои жилища. Эскимосы Гренландии, строя свои хижины, изнутри облепляли стены торфом, а снаружи покрывали их снегом. И в тепле переживали даже самые морозные зимы!
Жители средневековой Шотландии, заметили, что брага из ячменного зерна, просушенного над торфяным дымом, бродит медленнее, приобретает нужную крепость и неповторимый аромат. Так на свет появился знаменитый шотландский виски. В его производстве торф используется до сих пор.
1364 годом датируется первое упоминание о курорте Нейдхартинг (Австрия). Как установили историки, с незапамятных времен пациентов с кожными заболеваниями, ревматизмом и артритом здесь успешно лечили ваннами из черной болотной воды, обертываниями из теплой болотной «грязи» — торфа.
Голландцы уже в 16-17 веках взращивали на осушенных болотных топях отличные урожаи, применяли торф как подстилку для домашнего скота, поэтому их коровники славились отсутствием грязи и вони. За неимением обширных лесов они также топили торфом печи.
Император Петр 1, пожив Голландии, настолько впечатлился увиденным, что, вернувшись на Родину, немедленно повелел своим подданным добывать торф для обогрева жилищ. Но затея провалилась — заморскому новшеству население по-старинке предпочитало дрова. Они и горят лучше, в «гиблую» трясину за ними лезть не нужно.
А потом на просторах империи начали осваиваться огромные запасы каменного угля, и, несмотря на усилия некоторых энтузиастов, промышленная добыча торфа так и не получила серьезного развития.
В ТОРФЕ НАШЕ СПАСЕНЬЕ: ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ
Кардинально сдвинуть дело удалось лишь Советской власти — благодаря товарищу Ленину, являвшегося ярым поклонником торфа как топлива.
«В торфе наше спасенье. Вот быстрейшая и вернейшая база восстановления промышленности. Выход из топливного кризиса», — писал вождь мирового пролетариата в 1920 году своему соратнику Глебу Кржижановскому.
По наказам Ильича, в 1920- 30ые годы была построена целая сеть ТЭЦ И ГРЭС, работавших исключительно на торфе, в сотни раз, по сравнению с царской Россией, возросла добыча этого ценного сырья.
Особую актуальность использование торфа приобрело в годы Великой Отечественной Войны, когда многие центральные регионы страны оказались отрезаны от поставок угля и нефти. В 1941-42 года «торфяная» Шатурская ГРЭС, служила главным источником электричества для Москвы. В блокадном Ленинграде торф местного Ириновского месторождения стал единственным видом топлива для электростанций, заводских котельных.
ТОРФЯНОЙ РАСЦВЕТ
Расцвет отечественной торфяной промышленности пришёлся на 50-70 годы — СССР тогда добывало до 90 миллионов тонн «горючей земли» ежегодно, больше чем все вместе взятые страны мира! На территории одной только Томской области работало около 20 торфодобывающих предприятий, в том числе, в Бакчарском районе, на отрогах Васюганских болот.
Почти две трети торфа, добытого в стране, шло на топливные нужды, остальное в сельское хозяйство — на производство удобрений, подстилки, кормовых дрожжей, компоста. В десятках профильных институтов на основе торфа разрабатывались стимуляторы роста для растений, птицы и молодняка, витаминные добавки, препараты для ветеринарии и медицины. Благодаря советским торфогрунтам с повышенным удержанием влаги, на скудных землях дружественных арабских стран появлялись «оазисы». Торфяные НИИ приносили стране столько валюты, что в Госплане их называли «золотыми».
Шла активная разведка новых запасов. Именно в тот период были подсчитаны торфяные богатств Васюганья: 18,7 миллиардов тонн. 1 миллиард из них был «разведан» полностью: подробно описаны характеристики всех видов залежей, варианты их рентабельного использования в народном хозяйстве. В районах области, граничащих с Васюганским торфяным месторождением, предлагалось в будущем организовать производства по выпуску кормовых дрожжей, топливных брикетов, продуктов гидролиза. Но сбыться этим планам было не суждено…
Открытие в конце 70-начале 80 годов газовых месторождений в Западной Сибири вытеснило торф из большой энергетики, потребность в нем резко сократилась и торфодобывающие предприятия стали постепенно сворачивать деятельность. А потом грянула перестройка, развал Союза, лихие «девяностые» … Сейчас Россия добывает всего около 1 — 1,5 млн тонн торфа в год, уступая Белоруссии, Финляндии.
«В Томской области, насколько я знаю, официальная добыча торфа, сейчас не ведется. Для этого нужна лицензия так же, как на нефть или газ, а это довольно дорогой процесс. Может нелегально, для себя, кто-то что-то и добывает в очень небольших количествах», — говорит Екатерина Порохина, кандидат биологических наук, экскурсовод Музея Торфа, созданного в 2010 году при ТГПУ. Его экспозиция дает наглядное представление о современном применении сокровищ «кладовой солнца».
ОТ КИРПИЧА ДО ПОМАДЫ
На сегодняшний день из торфа производится свыше 40 видов самой разнообразной продукции. Его отличные теплозащитные и звукоизоляционные свойства широко используются в строительной отрасли. Из торфа производят легкий бетон «торфозит», напоминающий по свойствам керамзит, утеплители для стеновых и фасадных панелей, оболочку- «скорлупу» для трубопроводов и инженерных коммуникаций. В Тверской области из смеси торфа и опилок производят блоки «геокар», которые успешно применяются в коттеджном домостроении вместо кирпичей. В дорожном строительстве откосы каналы и дамб укрепляют торфо-дерновыми коврами. Добавляя к торфу другие горючие материалы – угольную пыли или древесную стружку, производят топливные брикеты, гранулы и пилеты. По всему миру огородники- любители и агрохолдинги используют торфяные горшочки, прессованные «таблетки», удобрительные смеси для быстрого всхода семян, роста рассады и отличного урожая.
«Гуминовые кислоты, в изобилие содержащиеся в низинных торфах, используются как промышленные красители, торфяные воска служат формами для литья в машиностроении. Активированные торфяные угли применяются как фильтры для аквариумов. В нашем Институте химии нефти разработана технология применения торфа как мелиоранта для очищения земель от нефтяных разливов. В томском НИИ курортологии и физиотерапии используют в лечении пациентов вытяжки из торфа, болотный сапропель, делают из них аппликации, «примочки». Препараты на основе торфа давно используются для лечения глаз, кожных заболеваний, заболеваний нервной системы. Есть наработки, и насколько я знаю, уже идут клинические испытания лекарств из торфа для раковых заболеваний. В Беларуси воск и другие липидные составляющие торфа добавляют в помады, кремы, шампуни. Использует их для своей продукции и компания «Биолит»», — рассказывает Екатерина Порохина, показывая музейные экспонаты. Среди них и кусок ткани, сотканной из хлопковых и торфяных волокон. Такой материал отлично «дышит», впитывает влагу, является суперпрочным, гипоаллергенным. Из него делают спецодежду, придверные коврики, чехлы для техники, приводные ремни. Некоторые зарубежные дизайнеры даже отшивают из мягких вариантов «торфяной» ткани коллекции модных нарядов — «эко-стиль» сегодня в тренде.
Торфяные богатства Васюганских болот пока остаются неосвоенными, но потенциал их использования человеком не уступает их огромным размерам.
Большое Васюганское болото по-прежнему для многих остается загадкой. Спецпроект нашего портала «Васюган. Центр мира» приоткроет для вас его тайны. Команда Tomsk.ru долго и кропотливо собирала информацию об этом месте: мы снимали фото для проекта в экстремальных условиях, общались с экспертами, собирали главные цифры и факты. Узнавайте с нами о природных богатствах, легендах и верованиях коренных народов Томского Севера. Мы расскажем, на какой удивительной территории сегодня живут наши земляки.
Все выпуски проекта смотреть тут.
Проект реализован при финансовой поддержке АО «Транснефть — Центральная Сибирь».