Уникальный подарок природы, выдающийся по масштабам, самобытной красоте и значимости для экологии планеты, находится на территории Томской области. Рядом с нами.
Огромные торфяники Васюганских болот — не что иное как углерод, изъятый растениями из атмосферы в процессе фотосинтеза, и затем надежно, на тысячелетия, запечатанный в толще многометровых залежей. Что мы сегодня знаем о нем? И как природа нашего региона может влиять на целый мир? Об этом — в сегодняшнем выпуске спецпроекта Tomsk.ru.
Подробнее — в нашем подкасте:
БАРЬЕР НА ПУТИ ГЛОБАЛЬНОГО ПОТЕПЛЕНИЯ РОДОМ ИЗ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
В болотах Западной Сибири, включая Васюганские, как подсчитали ученые, хранится от 51,7 до 70,2 миллиардов тонн углерода , что составляет до 26 % углерода, накопленного экосистемами суши. И каждый год эти запасы пополняются. Тем самым болота уменьшают парниковый эффект, становясь мощным барьером на пути глобального потепления, признанного сегодня одной из самых серьезных угроз будущему человечества.
Если леса — это зеленые легкие Земли, то болота — ее главные сухопутные охладители. И самый большой из них расположен на томской земле, очищая и охлаждая воздух не только над нашим регионом, и за тысячи километров от него.
Причем, мощность этого гигантского природного «кондиционера» неуклонно нарастает. По данным спутниковых снимков, недавно проанализированных учеными ТГУ, непрерывный контур Васюганских болот составляет уже 7, 5 миллиона гектаров, а не 5,3 миллиона, как значится во всех официальных документах.
«Скорость болотной экспансии невероятная. У нас есть избушки, которые когда-то охотники ставили по кромкам болота, мы их иногда посещаем, когда проводим свои исследования, не успеешь оглянуться, как избушка, стоявшая в лесу, буквально через несколько лет оказывается окруженной болотами», — говорит Сергей Кирпотин, доктор биологических наук, заведующий лабораторией биоразнообразия и экологии центра междисциплинарных исследований «БиоКлимЛанд», действующего при ТГУ. На протяжении двух последних десятилетий его специалисты активно изучают климатообразующую роль болот Западной Сибири, одними из первых в мире заговорив о ней и обосновав ее значимость.
По мнению Сергея Николаевича, интенсивное заболачивание Васюганья в масштабах планеты является несомненным благом, замедляя наступление катастрофических последствий глобального потепления. Хотя сам по себе этот процесс обратить уже невозможно.
СКОЛЬКО ЛЕТ НАМ ОСТАЛОСЬ?
«Человек стал триггером, спусковым крючком, нарушившим хрупкое природное равновесие, а дальше уже запустились саморазвивающиеся процессы, которые нарастают как снежный ком. Тают льды в Арктике, и в 2005 мы, кстати, были одними из первых, кто обратил на это внимание. А что такое льды? Это белая поверхность, отражающая солнечный свет. И чем она меньше, тем быстрее будет дотаивать оставшееся белое. То же самое происходит с белыми лишайниками тундры — они буровеют, а значит, таянье вечной мерзлоты пойдет еще быстрее с каждым годом.Если кто-то говорит, что от потепления суровая Сибирь только выиграет, я категорически против. Потому что нам грозят жуткие засухи, ураганы, катастрофические наводнения. Торнадо уже регулярно появляются в Сибири, где их раньше никогда не было! Из-за нестабильности и перестройки климатической системы мы с каждым годом будем иметь невероятно возрастающее количество экстремальных погодных и природных явлений. Вся «нефтянка», весь газ, города, стоящие на мерзлоте, просто «поплывут» и будут разрушаться. Резко, в сотни раз, возрастет количество аварий на нефтегазопроводах из-за нестабильности грунтов. А болезни, которые вытаивают — та же сибирская язва. Была ведь уже вспышка, хорошо, что смогли остановить, а если бы не смогли? Рухнули, не работают, все многовековые приметы, которые из поколения в поколение передавались у малых народов Севера. Говорить о глобальном потеплении можно только в одном ключе – это плохо, плохо, плохо. И в сложившихся условиях крайне важно знать, как быстро все будет происходить. Рухнет все в одночасье или мы, объединив усилия, взяв под жесткий контроль все эти процессы, сможем все это хоть как-то замедлить? На сколько? На 5-10-20 или более лет? Для человечества эта отсрочка имеет решающее значение», — отмечает Кирпотин.
Ответы на эти жизненно важные для всего мира вопросы лежат и на просторах Васюганских болот — «ловушке углерода» планетарного масштаба. Интерес к ней и отечественных, и зарубежных исследователей неуклонно растет: ежегодно в Томск приезжают группы ученых из Франции, Великобритании, Германии, Канады и других стран. Во многих из них, кстати, сегодня реализуются дорогостоящие государственные программы по восстановлению некогда осушенных болот.
«В Германии, например, тратятся на это большие деньги, потому что уничтожить болота было очень просто, а восстановить их невероятно трудно. Почему они это делают? Потому что прекрасно понимают: если вернут болота на часть своей территории, то это сократит выброс парниковых газов, улучшит их позиции по выполнению условий Киотского протокола, Парижского соглашения. К сожалению, механизм квотирования выбросов, предусмотренный в рамках Киотского протокола, пока учитывает только леса и не включает болота, но процесс по изменению этой ситуации постепенно идет, в том числе и с нашей помощью», — говорит Сергей Николаевич.
Он отмечает, что как только в механизм квотирования будут включены болотные угодья, уникальная заболоченность территории Западной Сибири и Томской области станет их огромным геополитическим и экономическим капиталом.
В ДЕБРИ АМАЗОНКИ ПОПАСТЬ ПРОЩЕ, ЧЕМ НА ВАСЮГАН
— «На сегодняшний день — это еще и одно из самых недоступных и нетронутых человеком мест планеты. Легче проникнуть в дебри лесов Амазонки, чем в центр Васюганских болот. С этой точки зрения, они представляют собой уникальный резерват сохранения биологического разнообразия. Васюганские торфяные залежи — это и летопись Земли, по которой можно, например, судить какие климатические условия в прошлом провоцировали возникновение пожаров, проблема борьбы с которыми сегодня тоже крайне актуальна и у нас, и в Европе. Изучением этого вопроса как раз занималась недавно побывавшая у нас группа немецких ученых. В общем, Васюганские болота – это настоящее достояние Томской области, России и всего мира, по своему рангу и значению сопоставимое с величайшим озером Байкал», — резюмирует томский исследователь.
Уникальный природный феномен, расположенный совсем рядом с нами, интересует не только ученых . В последние годы здесь побывало немало иностранных журналистов и представителей международных экологических организаций: телекомпаний Франс-2 и BBC, National Geographic, Национального общественного радио США, Гринпис и других.