Когда ты спросишь у томича, в чем отражается атмосфера города, большинство не задумываясь ответит: в нашей деревянной архитектуре. Сегодня в регионе работает программа по сохранению деревянного зодчества, в список входит 701 объект. Портал Tomsk.ru в 40 выпусках проекта WoodTomsk расскажет о культовых домах Томска: у каждого здания — своя история и душа. У нас вы сможете прочитать их историю, послушать подкаст, посмотреть фото и увидеть томские кружева в уникальных скетчах художника. Мы делаем вклад в сохранение памяти и рассказываем о любви к своему городу.
Слушать подкаст:
Как все начиналось?
Деревянный дом на улице Гагарина, 36, относят к началу XX века. Точная дата постройки и проектировщик неизвестны. Также не удалось установить имя заказчика.
Со слов жительницы дома Алены, все деревянные дома вокруг и этот дом принадлежали одному построившему их купцу. Тем не менее обнаружить таких крупных домовладельцев на бывшей Дворянской улице не получилось.
Гагарина, 36, – доходный дом начала XX века, дата постройки его неизвестна, рассказал автор проекта «Деревянное кружево России» Роман Петрушин. На фотографиях улицы Дворянской (сегодня Гагарина) конца XIX века на его месте стояли обветшавшие одноэтажные жилые дома. По данным за 1908-й и 1915 годы, домовладельцем был Зойд Яков Моисеевич. Соседний дом под номером 34, выстроенный по схожему проекту, также принадлежал Зойду.
Реставрация здания проведена в 1979 году мастерской «Томскреставрация». Также ремонт проводился в начале 2000-х.
По словам жителей, в дореволюционное время во дворе дома была большая конюшня. Жительница Алена рассказала, что здесь раньше был деревянный двухэтажный сарай, который рухнул.
Дом является памятником архитектуры регионального значения.
Несколько слов о бывшей Дворянской
Улицей Гагарина Дворянская стала в 1961 году, до этого в 20-х годах она была переименована в улицу Равенства.
— Хотелось бы рассказать о районе, где находится этот дом, — поделилась экскурсовод Дарья Павлова. — Район называется Юрточная гора. Место, известное до прихода русских сюда в 1604 году, именно здесь располагали свои юрты татары, коренное население. Сейчас название улицы — Гагарина, а вообще эта улица в прошлом называлась Дворянской, это было место привилегированной застройки в самом центре города. Здесь проживали чиновники почтовый конторы, губернского правления, врачи, преподаватели, инженеры. Проживали в доходных домах, здесь их действительно было довольно много. Казна им оплачивала расходы на квартиры, поэтому такая возможность была.
По словам экскурсовода, кроме доходных домов здесь располагались и разные магазины. По адресу Дворянская, 5 и 7, располагались магазины купца Александра Федоровича Второва. По адресу Дворянская, 45 и 47, были магазины купца Иннокентия Ивановича Гадалова. Также Дарья отметила, что здесь были небольшие модные мастерские.
На улице также находились различные учебные заведения — женская гимназия, музыкальные классы.
— Помимо всего прочего, есть одна загадочная история о том, что на улице Дворянской, на пересечении с переулком Подгорным (сейчас улица Алексея Беленца), располагался дом с кикиморой, так его прозвали в народе, — поделилась Дарья. — Это дом купца Константина Колотилова, построенный в дереве, в 1887-м здесь стали происходить необъяснимые события. То есть людям, которые были на улице, казалось, что звук (стук), исходящий из дома, где-то внутри, а те, кто были внутри дома, им казалось, что звук исходит снаружи. Собрали даже целую комиссию. Это было первое в Томске зафиксированное явление полтергейста. В итоге Колотилову эта история надоела, и он этот дом снес, на его месте поставил кирпичный по современному адресу Гагарина, 14.
Самое красивое солнце
Дом на Гагарина, 36, имеет типичную для доходного дома конфигурацию коридорного типа. Он расположен в центральной части города по красной линии улицы, окружен двухэтажными деревянными домами дореволюционной постройки.
— Дом двухэтажный на высоком каменном цоколе, имеет входы на главном и дворовом фасадах, — поделился автор проекта «Деревянное кружево России» Роман Петрушин. — На крыше сохранились фронтоны треугольной и полукруглой формы. Центральный из них (полукруглый) украшен солярным знаком. Первоначально дом не был обшит тесом. Декоративное убранство было представлено только наличниками, фронтонами, карнизами с резьбой. Позже, после обшивки фасада тесом, появились пилястры с орнаментом в виде колонн и растительным узором. На южном фасаде раньше находился балкон, он до наших дней не сохранился. Не уцелели резные ворота, находившиеся между домами на Гагарина, 34 и 36.
По словам Романа, дома до революции неоднократно меняли свое убранство и декор. Связано это с тем, что владельцы хотели сделать их более современными и украшенными.
— В данном случае это доходный дом, и делалось это для привлечения постояльцев, — рассказал он. — Вероятно, хозяин посчитал, что обшивка тесом, дополнение декоративными элементами сделают дом более привлекательным. В советские годы этот процесс закончился, потому что дома стали в большинстве случаев многоквартирными, жилыми, то есть надобность как-то украшать их отпала.
По словам Романа, ключевыми элементами дома являются именно фронтоны. Их осталось в городе не так много, хотя раньше они присутствовали практически на всех зданиях.
— Что касается стилистики, присущей именно началу XX века, – это такая эклектичная манера с чертами классицизма и преобладанием большого количества растительных орнаментов, – рассказала экскурсовод Дарья Павлова. – В целом можно сказать, что дом находится в окружении таких же деревянных двухэтажных домов, построенных в конце XIX – начале XX века. Дом выходит на красную линию улицы своей узкой частью. Здесь мы видим, что на центральном фасаде семь окон, это, кстати, тоже одна из фишек классицизма. Можно сказать, что это такой традиционный типичный дом с распределительным пространством в виде коридора. Здесь два входа – со стороны улицы Гагарина и еще со стороны внутреннего двора. И между собой эти два входа соединены ломаным коридором. Фактически, ты можешь попасть абсолютно в любое пространство внутри дома.
Старший научный сотрудник Томского областного художественного музея Людмила Исаева считает, что на Гагарина, 36, и ряде соседних домов по улице самые красивые солярные знаки в городе.
Знаки дерева
По словам Людмилы Исаевой, солярный знак — один из основных символов, которые присутствуют в деревянном декоре Томска. Встречаются его разные интерпретации.
— Может быть половинка, четверть, может ажурные, может быть выемчатой резьбой сделанные, — рассказала Людмила Исаева. — Различные знаки, но тем не менее во всех религиях мира это символ богатства, счастья. Добрый, позитивный знак, который желают строители жильцам дома.
Большая часть домов города в символах, относящихся к классицизму: завитки и разные варианты античных колонн.
— Следует добавить, что дома, в которых присутствует обильная узорчатость, – это, как правило, здания, построенные крестьянскими строительными артелями, — поделилась Людмила Исаева. — Профессиональные архитекторы строили так, как их учили в университете, академии. Как правило, они избегали в постройках традиционные символы. В основном это крестьянские артели, которые приходили весной в город. Как правило, прямоугольные спичечные коробки, срубленные дома, часто они не обшиты. Обильное украшение фасадов, карнизов. Большой карниз использовался для защиты фасада дома от дождей и снега. Украшались кронштейнами с обильной ажурной резьбой.
Несмотря на суровые сибирские морозы, на домах присутствует много веток пальм. Знак пальметта есть, например, на доме, где жила Лидия Делекторская. Чаще всего знак можно встретить на пилястрах.
— Пальметта – пальмовый лист, которым обмахивали фараонов, и он попал в искусство, знаком стал, — рассказала Людмила Исаева. — Спустя время появляется и в архитектуре города. Шишка, которую можно встретить в томском декоре, понятна, а пальметта для Томска…
Очень часто встречающийся знак в декоре – мировое древо, олицетворяющее передачу традиций.
Также городской деревянный декор иногда нес в себе сугубо прагматичные цели. По словам Людмилы Исаевой, сердечки, крестики, пики присутствуют на домах, чтобы указать дорогу к игорному заведению.
— Обычно окна были в задергушках, — рассказала Людмила Исаева. — Первый дом, где появились порядочные нарядные шторы, – дом Ивана Дмитриевича Асташева, знаменитого томского золотопромышленника, где сейчас располагается Томский областной краеведческий музей. Все ходили туда на обозрение, посмотреть мебель, которую привез из Европы, как в эрмитажных залах. Он себе мог позволить заказать подобную мебель. Иван Дмитриевич был законодателем светской домовой моды в городе Томске. Увидев это, люди переносили и на деревянное зодчество. Каждый хотел быть похожим на Ивана Дмитриевича, иметь такие же шторы.
Присутствует в украшении томских домов и традиционная славянская символика — Рожаница и Макошь.
— Славянская богиня, покровительница женщин, женских забот, трудов, — рассказала Людмила Исаева. — У нее огромные руки на некоторых изображениях – она этими руками может переделать всю женскую работу. Конечно, всех детей и родню обогреть, обнять, чтобы все были счастливы и здоровы. В экспозиции нашего музея есть еще Макошь, но только у нее руки маленькие, зато больше подчеркнуто женское начало – роль прародительницы рода, оберег домашнего очага.
Очень часто на томских наличниках встречаются квадрат или ромб, геометрическая форма, символ вспаханного поля, посыл богатства. Вспаханное поле — это обилие, урожай, еда и сытый дом. Эти символы начинают исчезать из архитектуры к концу XIX века.
Назад в будущее: жилой дом
Сегодня дом на улице Гагарина, 36, заселен людьми. Есть новые владельцы квартир и те, кто родился в доме.
— Всю жизнь здесь живу, — рассказала 35-летняя жительница Алена. — Мама приехала сюда в детстве, до сих пор здесь живет. Единственное отличие от жизни в других домах – мы тут с соседями знаем все друг друга. Все знают друг про друга все. В каменном доме, если жить, – соседи и соседи, мы ничего не знаем про их личную жизнь.
Минусы жители видят в постоянных проблемах с канализацией.
— Тут хорошо, центр, – говорит жительница Алена. Минус в том, что дом уже садится, и ему нужен капитальный ремонт, канализацию прорывает постоянно. Садятся стены, вроде ровные, следим, как можем, за домом: краску купили – подкрасили где-то. Лучше бы людей отсюда расселить и сделать здесь музей какой-нибудь. Я отсюда съехать вообще не могу. Другие квартиры продаются, а моя – нет. Мама говорит, это корни нас держат.
Мы сделали рассказ об этом здании для вас в разных форматах. Tomsk.ru хочет, чтобы история томских домов была доступна каждому. Все выпуски нашего спецпроекта вы можете найти здесь.