Когда ты спросишь у томича, в чем отражается атмосфера города, большинство не задумываясь ответит: в нашей деревянной архитектуре. Сегодня в регионе работает программа по сохранению деревянного зодчества, в список входит 701 объект. Портал Tomsk.ru в 40 выпусках проекта WoodTomsk расскажет о культовых домах Томска: у каждого здания — своя история и душа. У нас вы сможете прочитать их историю, послушать подкаст, посмотреть фото и увидеть томские кружева в уникальных скетчах художника. Мы делаем вклад в сохранение памяти и рассказываем о любви к своему городу.
Слушать подкаст:
Как все начиналось?
Дом на Трифонова, 10, относят к концу XIX – началу XX века. Автор проекта и владелец усадьбы неизвестны. По спискам домовладельцев и старым планам города, дом мог принадлежать Диагафару Абдурахмановичу Москову.
— Предполагают, что это конец XIX – начало XX века, — пояснила экскурсовод Дарья Павлова. — Во-первых, сам Заисток часто выгорал, и затем его необходимо было заново отстраивать, поэтому самого старинного объекта мы здесь не встретим. Как правило, все эти дома примерно одного времени – рубеж XIX – начала XX века. На самом деле, как выглядел район в XVII – XVIII веках установить довольно трудно. Очень страшный тут был пожар в 1900 году. Потом Заисток уже заново застраивался. Что интересно – люди всегда сюда возвращались.
Из разговоров с местными жителями Дарья установила, что дом был полноценной усадьбой с несколькими амбарам и вся территория принадлежала некой помещице. По списку домовладельцев за 1908 год, на улице числится только одно женское имя – Евдокия Андреевна Петлина.
По словам жителей дома, продуктовый магазин «Каменушка» по адресу Трифонова, 10а, был купеческой лавкой в дореволюционное время и относился к усадьбе. Также, отмечают они, на территории дома были конюшни.
В советские годы дом стал многоквартирным, планировка значительно изменилась.
Восход солнца
— Это двухэтажный деревянный дом на каменном цоколе с полукруглым фронтоном на уличном фасаде, — рассказал автор проекта «Деревянное кружево России» Роман Петрушин. — Имеет типичные для города наличники и пропильную резьбу подзоров. Солярный знак на фронтоне был утрачен несколько десятилетий назад, но в ходе капитального ремонта восстановлен.
Главный элемент декора дома – солнце – удалось восстановить по фотографиям. Также следы солярного знака остались на дереве.
— Советская история была на виду – это явно поздняя обшивка, она обновлялась уже в советское время, — рассказал о начале работ над домом председатель комитета по сохранению исторического наследия города Томска Никита Кирсанов. — Ну и обычно такие необшитые первоначально дома просто так не обшивались. Сам факт уже позволял предположить, что там, под обшивкой, что-то нехорошее. Это подтвердилось: когда обшивку сняли, выяснилось, что буквально живого места нет. Он весь во вставках поздних — бревна, брус. Возможно, обшивка выполняла роль чисто эстетическую, чтобы дом не выглядел совсем безобразным.
По словам председателя комитета, ремонт дома протекал в новый этап работ по сохранению деревянной архитектуры – город вынужден был справляться без областного бюджета и «не мог работать так, как работал Кресс».
Одно из первых
Здание сделали в рамках программы по капитальному ремонту жилого фонда.
— Первое, с чем мы столкнулись, когда стали пытаться в рамках программы капитального ремонта восстанавливать исторические здания, — люди, которые к тому времени работали с многоквартирниками, просто не понимали, что от них требуется, — пояснил Никита Кирсанов. — Их установка такая: этот дом рано или поздно снесут, поэтому заморачиваться особо не надо, особенно про эстетику. Делается в первую очередь то, на что больше всего жалуются с точки зрения снятия каких-то текущих, оперативных, самых острых вопросов. А самый острый вопрос какой: лестница обваливается, тамбур, и с тамбуром все понятно – его ремонтируем, спиливаем, убираем, быстренько на каркасной основе делаем новый тамбур, новую лестницу и уходим на другой дом.
Кирсанов рассказал, что дом на Трифонова, 10, – как раз переходный случай, одно из первых отремонтированных комплексно исторических зданий в рамках этой программы. По его словам, дом удалось отстоять от сноса – капитальный ремонт был невыгодным. У домов по Татарской, 42, и Татарской, 42а, до этого были сделаны только крыши и карнизы с декором.
— Когда начали устанавливать декор, тут же вылезли все ошибки, которые были допущены на стадии конструктивной, потому что выяснилось, что недостаточно сделали оконные колоды, и поэтому окна слегка притоплены – это не очень хорошо, — пояснил Никита Кирсанов. — Тут же стало заметно, что оконные переплеты слишком толстые – дом стал смотреться иначе.
Сейчас администрация города делает ставку на реализацию проекта «Дом за рубль». Часть домов арендуют подрядчики, участвовавшие в ремонте деревянных домов по программе капитального ремонта.
Татарский переулок
— Про этот переулок известно, что здесь в XIX веке по воскресеньям устраивались кулачные бои, — рассказала экскурсовод Дарья Павлова. — То есть место было довольно активным в этом плане. Кто же там дрался? Это были татары и русские. Каждое воскресенье собиралась большая толпа, стенка на стенку, но были свои правила: по лицу и лежачего не бить. Как рассказывает главный редактор газеты «Томские губернские ведомости», какой-то национальной вражды между ними не было, это просто из разряда «хлеба и зрелищ». Иногда по 200 человек участвовали в этих кулачных боях. Говорят, что даже купцы участвовали забавы ради. Надо сказать, что на переулке Татарском (сейчас улица Трифонова) было большое количество разных столярных мастерских. В доме под номером 24 располагалась конфетная и шоколадная фабрика «Бронислав».
Также в переулке располагались питейные заведения, постоялые дворы.
— Один из важных объектов поблизости – деревянная мечеть на углу переулка Татарского и улицы Татарской, которая была построена в 1810 году, — продолжила Дарья. — Однако она сгорела через какое-то время, и в 1900 году построили еще одну деревянную мечеть. Красная мечеть, которую мы сейчас знаем на пересечении улиц Трифонова и Татарской, строилась в период с 1901 по 1904 год на средства купца второй гильдии конезаводчика Карима Хамитова.
Назад в будущее: выделяется воздушностью
Сейчас в доме на Трифонова, 10, живут люди – пять квартир, каждая с отдельным входом.
— По этой улице дом, во-первых, выделяется после реставрации своей зефирностью, воздушностью, — поделилась впечатлением экскурсовод Дарья Павлова. — Вообще, как мне объяснили, и сравнивая со старыми снимками, дом изменился только в лучшую сторону: наличники полностью аутентичны, удалось их восстановить. Какие-то элементы на тех наличниках были утрачены и уже заменены на новые. Плюс ко всему увеличили жилплощадь за счет центрального входа в квартиры. Мне кажется, дом изменился только в положительном ключе. И такая выделяющаяся краска – вот эта, розовая, она, наоборот, придает ему такую воздушность и ярко выделяет среди остальных домов.
Тем не менее, несмотря на капитальный ремонт, жильцы периодически жалуются на здание в управляющую компанию. По словам жительницы, некоторые памятники сыпятся даже после реконструкции, и единственный плюс проживания в деревянном доме — малое количество квартир.
Мы сделали рассказ об этом здании для вас в разных форматах. Tomsk.ru хочет, чтобы история томских домов была доступна каждому. Все выпуски нашего спецпроекта вы можете найти здесь.