Вчера в Томском драматическом театре прошла открытая читка пьесы Дмитрия Данилова «Сережа очень тупой». На сегодняшний день в России — это одна из самых популярных пьес, ее ставят во многих театрах страны. Что же получилось у Театра драмы? Самая обычная постановка, но это очень даже хорошо.
Судить не стоит ни режиссера, ни артистов. Вчера был продемонстрирован лишь эскиз, у которого было всего лишь несколько репетиций. Будут ли в Драме ставить полноценный спектакль или же нет — пока что вопрос не решенный, но рассказать о том, что было, можно уже сейчас.
История пьесы крутится вокруг Сережи, 30-летнего программиста, который живет вместе со своей женой в однокомнатной квартире, он вполне счастлив и доволен своей жизнью. Пока в ней не появляются странные курьеры из «Службы доставки», которые решили остаться у него в квартире на целый час, чтобы просто поговорить, проявить человечность.
Первая часть пьесы — это прекрасный и смешной абсурд, исходящий в основном из героев-курьеров. Их трое, все они представляют разный возраст и разные жизненные устои: от совсем закостенелых и устаревших до более современных и актуальных сегодняшнему дню. Курьеры не уходят, рассказывают о внештатных ситуациях во время доставки, вроде помощи висельнику или похорон внезапно умершего клиента. Они невольно пугают Сережу разнообразными предметами на все случаи жизни: от Библии и кадила до хирургических инструментов и лопат. Их биография тоже не выбивается из категории абсурда — все они из города Грязи Липецкой области, всех их зовут Николай, а их семьи в полном составе также работают в загадочной «Службе доставки».
Сережа же теряется, не понимает, что происходит, не может адаптироваться к ситуации и лишь нервно играет со странными гостями в города. Выгнать он их не может, ведь на просьбу «мы будем в течение часа», он ответил «хорошо», поэтому и сидеть у него в гостях они будут в течение часа.
Но вторая половина резко меняет свой характер, и ненавязчивое абсурдное повествование превращается в очень тревожный и несколько инфернальный триллер, во время которого жена Сережи заставляет его выбросить пакет, который передали курьеры, испугавшись его как огня. Смена тона очень заметна и в зрительном зале, несмотря на минимум действия, визуальные и звуковые решения помогают актерам создать атмосферу напряжения и самого настоящего ужаса. И этот ужас невозможно разгадать ни зрителю, ни, как впоследствии окажется, героям пьесы. Никто так и не узнает, что же было в пакете, что за странные курьеры. Маша и Сережа просто продолжат жить как обычно, в их жизнях ничего не поменяется. И в этом главный ключ к разгадке пьесы.
Во время обсуждения спектакля были предложены самые разные версии: от сугубо религиозной, до крайне метафоричной, где в пакете оказывалось «будущее» Сережи и Маши в виде их потенциального ребенка. Однако мы склонны считать, что во время читки была рассказана крайне бытовая и жизненная история, которая показывает несостоятельность молодого поколения и возросший уровень интровертизма, своеобразную гибель такого понятия как «герой». Ведь Сережа не открыл пакет, он не был готов сразиться с чем-то новым или отправиться в путешествие, которое поменяет его навсегда — он остался точно таким же. Ему комфортно и выходить из зоны комфорта он не хочет совсем, обитая лишь в своем уютном и теплом мире, огородившись ото всего окружающего стеной скепсиса и экраном ноутбука.
Нерешительность и боязнь перемен — вот главные лейтмотивы как пьесы, так и постановки, но добраться до них через простой эскиз актеров Театра драмы оказалось не так уж и просто. Также в глаза бросается и то, что постановка выглядит очень скоротечной, как будто сказано было не все, как будто выпущено огромное количество действия. Но, как мы и сказали ранее, судить строго не стоит, это лишь читка, тестовый показ после нескольких репетиций.
Впрочем, пускать такой спектакль в общий репертуар, на наш взгляд, определенно стоит. Хоть пьеса и не кажется каким-то откровением, она выполняет главную функцию творчества — она создает дискуссию и палитру мнений. Каждый видит что-то свое, выносит для себя что-то определенное. А большего в этом случае и не требуется.