Когда ты спросишь у томича, в чем отражается атмосфера города, большинство не задумываясь ответит: в нашей деревянной архитектуре. Сегодня в регионе работает программа по сохранению деревянного зодчества, в список входит 701 объект. Портал Tomsk.ru в 40 выпусках проекта WoodTomsk расскажет о культовых домах Томска: у каждого здания — своя история и душа. У нас вы сможете прочитать их историю, послушать подкаст, посмотреть фото и увидеть томские кружева в уникальных скетчах художника. Мы делаем вклад в сохранение памяти и рассказываем о любви к своему городу.
Слушать подкаст:
Как все начиналось?
Дом на Дзержинского, 17, построили в 1897 году братья Кузнецовы, местные мастеровыми. В советские годы в здании располагалось общежитие фармучилища. Позже здесь обустроили жилые помещения.
По словам жителя дома Сергея Ахматова, несколько месяцев здесь жил брат изобретателя известной таблицы — Иван Менделеев.
Здание несколько раз горело. К моменту реконструкции от него «остались только стены». Ремонтом здания занималась организация МЖК «Томск исторический» (молодежный жилой комплекс). Студенты вместе с мастерами восстановили дом и стали в нем жить. Работы закончили в 1989 году.
Житель дома Сергей Ахматов был руководителем бригады студентов.
— Это очень трудная работа была, нас не понимали, мы долго продвигались, но, когда дело дошло до восстановления этого дома, все прошло как раз очень быстро, — вспоминает Сергей Ахматов, сидя на крыльце дома. — Четыре года занимались подготовкой, а один год ушел на реставрацию дома. Отряд из шести человек был. Профессионалы нам, неопытным, помогали, но мы все своими руками делали, рубили в «лапу» и в «ласточку». Потом заселились сюда.
МЖК в Томске отремонтировал также дома по Красноармейской, 65, и 67, Герцена, 33.
Закрыли сруб
Дом сильно менялся со временем. Ключевое изменение во внешнем облике — из-за обгоревших стен пришлось закрыть сруб вагонкой.
— Дом, еще обгоревший был, — рассказал Сергей Ахматов. — Пришлось его обшивать вагонкой. Вагонка тоже современная, советская, потому что не было тех фрез, через которые раньше ее пропускали. Как не искали, не могли найти. Изначально был открытый сруб у дома. Скорее всего, была резьба помимо той, что на окнах, но она не сохранилась в исторических данных.
Сейчас из резьбы остались только наличники. Со слов жителей, раньше, до пожара, у дома были богато украшенные карнизы. Фотографии не сохранились, и резьбу воссоздать не удалось.
Больше всего из-за пожара изменились интерьеры.
— Были здесь камины, — рассказывает Сергей Ахматов. — В цокольном этаже, судя по тому, что там крюки были вбиты, жила прислуга. Были камины, дымоходы сделаны по-умному. Стены здесь задуманы большой толщины, где-то около метра. Внутри стен были сделаны дымоходы для отопления. От интерьеров ничего ровным счетом не осталось. Все внутри — новодел.
Первый дом «Томск Сойер Феста»
Фестиваль восстановления исторической среды силами волонтеров добрался до Томска в 2017 году и начался с дома на Дзержинского, 17.
— Про «Том Сойер Фест» узнали в сети, — рассказал Tomsk.ru координатор томского движения Андрей Иванов. — Когда финансирование программы сохранения деревянного зодчества закончилось, мы стали искать различные варианты, по которым можно было бы восстанавливать дома. В Интернете наткнулись на самарский опыт. Посмотрели: в принципе, ничего сложного, а дальше было дело техники. Потом приезжал Андрей Кочетков (идейный вдохновитель фестиваля, —Прим.ред.) в феврале 2017 года. На момент его приезда уже выбрали дома, начали подготовку. Его визит стал катализатором, некоторые нюансы уточнили у него.
— Паспорт фасада делал Николай Рыбаков, известный архитектор, — поделился Андрей Иванов. — Он в голове держит всю картину, включая исторический аспект и некоторые технические детали. Я хотел, чтобы дом посветлее был, но, поскольку он обшивной, на светлом фоне были бы видны все щели, выбрали этот цвет.
Собственники жилья к инициативе волонтеров отнеслись сначала настороженно.
— Мы встречались, разговаривали, и собственники приняли решение на общем собрании о проведении текущих ремонтных работ, об участии в нашем проекте, о помощи, — рассказал координатор проекта. — Первую треть работ они приглядывались, до того, как мы не покрасили первый кусок стены, и стало видно, что было у них, и что стало, — тут, конечно, начали больше помогать. В конце уже были приглашения на семейные праздники.
Сегодня волонтеры занимаются домом на Войкова, 18. У них появилась возможность заказывать деревянные детали – планируется восстановление наличников и элементов декора.
— Каждый дом требует к себе внимания, поэтому, закончив работы на этом доме, мы вернемся делать его ворота, — рассказал координатор движения. — На Войкова, 18, также каретник прекрасный остался. Каждый дом как дитя. Ворота усадьбы купца Баранчукова на Войкова требуют достаточных денежных средств, сопоставимых с ремонтом фасада, даже больше, поэтому будем искать финансирование, какие-то варианты. В любом случае мы их сделаем через год-два. Мы не отпускаем свои дома.
Назад в будущее: дом, в котором живут
Это — жилой дом. Всего шесть квартир, каждая по 87 квадратов.
— Если вы заметили, дом с цокольным этажом, — рассказал житель Сергей Ахматов. —- Цокольный этаж имеет подземную часть, она углублена где-то на один метр. Зимой в этом доме очень тепло, окна мы не заделываем. Первый год, когда мы жили тридцать лет назад, мы заделали и чуть не задохнулись. Он очень теплый. Летом во время жары сильной на цокольном этаже прохладно. Второй плюс — дом постройки 1898 года. Сравним с домами типа хрущевских построек 50-х. Максимальный срок службы этих панельных домов по СНиПам лет 50. А этому больше ста лет. Напротив — дома под 150 лет деревянные стоят – и все в порядке.
Мы сделали рассказ об этом здании для вас в разных форматах. Tomsk.ru хочет, чтобы история томских домов была доступна каждому. Все выпуски нашего спецпроекта вы можете найти здесь.