Дисклеймер: то, что вы прочтете далее — мнение автора, соглашаться с ним или нет — дело каждого. Осторожно, спойлеры.
В прошедшие выходные в Томском Театре юного зрителя прошли премьерные показы нового спектакля — «Повесть о Ходже Насреддине» в постановке Тимура Насирова. Для ТЮЗа этот спектакль стал первой, по словам нового директора театра Андрея Сидорова, громкой премьерой в 41-м театральном сезоне.
«Повесть о Ходже Насреддине» — дилогия романов о мудреце, жившем в XIII столетии. В произведениях описано около 300 забавных происшествий из его жизни. Несмотря на статус народной легенды, сам образ героя хранит в себе архетип благородного плута, умеющего выходить сухим из воды.
ЛИХА БЕДА НАЧАЛО
Сам театр обозначил жанр постановки в классическом для себя новаторском ключе — «Анекдоты с антрактом». Стартует пьеса ни то с базарной площади, ни то с площади для казни. Массовка начинает рассказывать небывалые истории о Ходже Насреддине, чье имя до сих пор под запретом в Бухаре. Эта часть спектакля может показаться особенно сумбурной и спешащей.
Действительно, в самом начале не совсем ясно, что вообще происходит на сцене. Но потом, в общей суматохе, зрителю постепенно начинают объяснять, кто такой Ходжа Насреддин и почему он стал легендой. В основе постановки лежит история о спасении возлюбленной Ходжи, дочери горшечника, из плена коварного имира, который решил взять ее к себе в гарем. В вызволении любимой Ходжа показывает всю свою изобретательность, ловкость и даже наглость.
НИКАК БЕЗ ПОСТМОДЕРНА
То и дело герои начинают заигрывать с залом, проводя целые сцены так, будто это просто ловкая импровизация. Актеры общаются со зрителями, в актах появляются отсылки на отечественную поп-культуру, которые совершенно несвойственны предлагаемому антуражу. Чего стоит только разговор Ходжи Насреддина и Гуссейна Гуслии, когда актеры намеренно выходят из образа, чтобы научить своих персонажей как следует отыгрывать нужную эмоцию.
Нельзя пройти мимо истории самого автора произведения. Писатель Леонид Соловьев — политзаключенный. Вторую часть романа о Ходже он писал уже находясь в лагере. Да и сама история выбрана неслучайно, ведь хитрый и ловкий Ходжа Насреддин обманывает имира, выставляя его глупым и тщеславным правителем, чье государство разворовано, а его советники и народ совершенно его не боятся. Постановка решила воздать должное писателю, немного по-хулигански актуализировав эту проблему.
В постановке задействована большая часть труппы ТЮЗа. Отдельно хочется похвалить Кирилла Фрица, исполнителя роли самого Ходжи Насреддина. Актеру удались разноплановые перевоплощения и баланс между драмой и комедией.
Стоит ли идти на новый спектакль ТЮЗа? Определенно, стоит. Хотя бы просто за хорошей историей, ярким визуалом и интересным сюжетом.