Когда ты спросишь у томича, в чем отражается атмосфера города, большинство не задумываясь ответит: в нашей деревянной архитектуре.
Сегодня в регионе работает программа по сохранению деревянного зодчества, в список входит 701 объект. Портал Tomsk.ru в 40 выпусках проекта WoodTomsk расскажет о культовых домах Томска: у каждого здания — своя история и душа. У нас вы сможете прочитать их историю, послушать подкаст, посмотреть фото и увидеть томские кружева в уникальных скетчах художника. Мы делаем вклад в сохранение памяти и рассказываем о любви к своему городу.
Слушать подкаст:
WoodTomsk: улица Кузнецова, 20а
Как всё начиналось?
Дом на Кузнецова, 20а, примечателен необычной историей. Историей про томскую музу известного французского творца. Будущее вдохновение Анри Матисса, Лидия Делекторская, родилась в Томске на улице Кузнецова в 1910 году. Ее отец Николай был лаборантом университета, врачом первой мужской, а в 1913 году и второй мужской гимназии. В гражданскую войну эпидемия забрала родителей, и девочка осталась сиротой, ее увезли в Харбин. Там Лидия окончила лицей, вышла замуж и уехала во Францию. К художнику-фовисту Анри Матиссу она попала, прочитав объявление на автобусной остановке, — художник искал помощника.
— Многие дома и квартиры в этом районе сдавались преподавателям, как правило, медикам, — рассказала сотрудница Томского областного художественного музея Людмила Исаева. – Здесь и жил преподаватель медицинского факультета, отец Лидии Делекторской. Никто не мог и мечтать, что девочка из провинциального Томска, ей было 14 лет, станет музой великого художника.
В поисках музы
Сегодня лицо девушки можно увидеть на многих картинах художника.
В доме с художником жила жена, которая болела и почти не покидала комнаты. Супруги часто ссорились. Поначалу Матисс помощницу не замечал, изредка выходил из мастерской. Однажды его взгляд задержался на девушке, и он попросил ее не двигаться, сделал зарисовку Лидии. Такие эскизы повторялись все чаще — художник просил девушку позировать.
В 30-е годы Анри сделал более ста работ с Лидией. Во время сеансов он рассказывал о своей жизни. Жене Матисса увлечение моделью казалось чрезмерным. Когда художника не было дома, она уволила девушку.
Лидия быстро уехала в Париж, но Матисс снова позвал ее. В этот раз она стала личным секретарем художника. Скоро врачи диагностировали у Матисса рак кишечника. Нужна была операция, и художник попросил Лидию приехать проститься. В больнице все думали, что она его жена.
Матисс передвигался в кресле-каталке и испытывал слабость. С ним осталась только Лидия – старший сын жил в США, младший — в Париже, дочь Марго стала участницей Сопротивления, попала в концлагерь, а жена художника сидела в тюрьме за антифашистские тексты в газетах. Лидия Делекторская написала о Матиссе две книги: «Нам было легко и просто. Анри Матисс. Живопись 1935-1939» и «Анри Матисс. Наперекор стихиям. Живопись 1939-1941».
Делекторская умерла 1998 году в возрасте 88 лет. Ее прах перевезли на кладбище в Петербурге.
Матисс: творчество корнями из Томска
Французский художник и лидер течения фовистов родился на севере Франции. Отец мечтал видеть сына в адвокатской мантии, и будущий художник окончил юридический факультет. Он заболел, и мать принесла в больницу краски и бумагу. После поправки Анри уехал в Париж и учился у известного художника Густава Моро. В 1891 году он поступил в Академию живописи.
В годы учебы Матисс копировал произведения французских мастеров из галерей. Творчество художника было под влиянием современных течений и традиционного японского искусства.
В 1894 году модель художника Каролина родила ему дочь. В 1889 году он женился на Амели, которая родила художнику сыновей Жана и Пьера. Дочь Каролины также взяли в семью. До Лидии Делекторской чаще всего позировали ему жена и дочь. Художник испытывал сильные финансовые трудности, был художником-декоратором на Всемирной выставке в Париже 1900 года. В этот период Матисс думал даже отказаться от живописи.
В 1902 году он принимает участие в совместной выставке. Купили несколько картин. Через два года прошла первая сольная выставка.
Дом на Кузнецова — про историю и декор
Кроме Лидии, которая жила здесь до 14 лет, дом не выделяется на фоне других томских памятников архитектуры. При этом он хорошо отреставрирован и выглядит новым, можно разглядеть все узоры, посмотреть на красивую лестницу на второй этаж со двора.
—Дом сам по себе обыкновенный, сдавался в аренду, — пояснила сотрудница Томского областного художественного музея Людмила Исаева. — Интересен больше декор. Дом усадебного типа – в усадьбу входят четыре дома. Видны следы новой реставрации, много сделано. Это первые памятники, восстановленные по губернаторской программе Кресса. Дом обладает интересным орнаментом, это стиль эклектика: можно увидеть пальметты и другие египетские символы. Представьте, сколько прошел этот стиль, чтобы пальметта появилась в декоре этого особняка.
По словам Исаевой, улица Кузнецова раньше была Черепичной. На ней были небольшие мастерские по изготовлению черепицы для крыш домов. Сегодня дом по улице Кузнецова, 20а, по-прежнему жилой.
Мы сделали рассказ об этом здании для вас в разных форматах. Tomsk.ru хочет, чтобы история томских домов была доступна каждому.
Все выпуски нашего спецпроекта вы можете найти здесь.