Когда ты спросишь у томича, в чем отражается атмосфера города, большинство не задумываясь ответит: в нашей деревянной архитектуре.
Сегодня в регионе работает программа по сохранению деревянного зодчества, в список входит 701 объект. Портал Tomsk.ru в 40 выпусках проекта WoodTomsk расскажет о культовых домах Томска: у каждого здания — своя история и душа. У нас вы сможете прочитать их историю, послушать подкаст, посмотреть фото и увидеть томские кружева в уникальных скетчах художника. Мы делаем вклад в сохранение памяти и рассказываем о любви к своему городу.
Слушать подкаст:
Как все начиналось: под навесом тайны
Дом очень интересный: если смотреть на него издалека, чувствуется готический стиль, башня выполнена в готическом стиле. Стоит отметить, что не зря было совершено путешествие в Италию архитектором Оржешко. Именно на этой улице несколько домов построены в стиле модерн: Кузнецова, 30, и это здание. Они перекликаются по декору и цветовым характеристикам: белый, серый, коричневый цвета в оформлении фасада, старое бревно. Дом интересен и со стороны дворового фасада, и со стороны Ярлыковской и Черепичной — необычные балконы. В период эклектики появляются эркеры (балкончики на ножках), а стиль модерн уже включает в себя наличие полноценных балконов.
Дом на улице Кузнецова, 17, простроен Викентием Оржешко для врача Валерьяна Василькова.
Разрешение на строительство дома выдали Василькову в 1908 году. Работал детский доктор на железной дороге, а дома вел частную практику, специализировался на детских заболеваниях.
Для строительства врачу необходимо было снести находящееся на этом месте здание.
Уже в 1907 году Валерьян Иванович вел прием больных по адресу ул. Черепичная, 15.
Главные эпохи здания: из Томска на лучшие сцены мира
В 1902 году в здание по адресу улица Черепичная, 15, переехала первая томская частная музыкальная школа Камиллы Томашинской. Дом еще не был перестроен под модерн, но был двухэтажным. Школа занимала второй этаж здания.
Камилла значилась в училище ордена Святой Елены, где ей преподавали закон Божий, русский, немецкий, математику, естествознание, историю и педагогику. На курсе обучалась «музыке и пианино и при окончании курса, за успех в науках… награждена золотой медалью большого размера».
Свидетельство на право быть «Домашней наставницей» Камилла Томашинская получила в 1885 году, сразу после переезда в Томск.
Томашинская приехала в Томск за мужем Григорием. Его назначили на должность правителя канцелярии попечителя Западно-Сибирского учебного округа. Камилла участвовала в Томске во всех концертах, преподавала в Российском музыкальном обществе.
На Черепичной она открыла музыкальную школу после смерти мужа в 1901 году. Обучались в школе три года: учились игре на фортепиано, скрипке, виолончели, пению.
— В 1904 году в школе появился новый педагог — Мария Шиловская, — рассказала сотрудница Музея деревянного зодчества Людмила Исаева. — До 1907 года Томашинская и Шиловская управляли школой вместе, потом же Камилла вошла в состав Высшей музыкальной школы Сибири. Выпускники Камиллы и Шиловской пели потом в лучших операх мира. После Томска они получали профессиональное образование в Петербурге.
Дом без драконов
Внешний облик дома изменился, плохо сохранился декор, снесли флигель, на месте которого теперь стоит кирпичный дом.
Эксперты относят здание к готическому модерну. Похожее здание со шпилем по адресу Красноармейская, 100, не сохранилось до наших дней.
В книге «Деревянная архитектура Томска» про дом говорится следующее: «Говоря об архитектуре дома № 17 по улице Кузнецова, следует отметить, что в нем, как и в ранее представленных объектах (Красноармейская улица, 68; улица Гагарина, 42), заметно влияние русского народного зодчества. «Народная» форма проявляется в угловой башне, нависающей над главным входом и завершенной мансардным этажом с шатровой крышей. Декоративный каркас, закрывающий стыки обшивки, переходит в плавные формы кронштейнов карниза».
Вид дома сохранился. Он поставлен на кирпичное основание. Башня является не просто декоративным элементом – в ней также располагается маленькая комната.
Внутренняя планировка изменена. В советское время комнаты делились перегородками на более мелкие.
— Сам дом уникальный, из окна я вижу каждый день, как люди снимают его, если считать — на тысячи и тысячи пойдет счет, — рассказал томский краевед и коллекционер, житель дома Эдуард Майданюк. — Трудно сказать, что было во времена Василькова, но первый этаж сам по себе не очень высокий, видимо, предназначался для вспомогательного персонала, а наверху высокие потолки, большие комнаты, которые разделили на квартирки. Раньше парадная лестница была со стороны Кузнецова.
Назад в будущее: сегодня здесь живут люди
— Счастливо здесь живем уже с 1972 года и не жалеем об этом, не хотел бы менять нашу квартиру на что-то современное, — делится Эдуард Майданюк, житель Кузнецова, 17.
А через 10 лет мы узнали, что квартира стоит на обмене жилья в Новосибирске — мы там жили в новом доме, все нас устраивало, и работа была хорошая, но когда узнали об обмене, не задумываясь сюда переехали. Жизнь здесь прекрасна, но столько пришлось всего пережить, даже в данный момент: дом реставрировали, водосточная труба уже отвалилась и с другой стороны тоже. Лежат аккуратненько, и все. Не припомню, чтобы кто-то приходил, интересовался, как у нас дела и что вообще с домом.
Краевед с детства жил в большом деревянном доме с дедушкой и бабушкой.
— Здесь тоже был замечательный двор, когда мы приехали, с флигелем, — рассказывает он. — Вообще, это усадьба 1908 года, и похоже на то, что на этом месте было здание еще старше, просто его перестроили. С тех пор долго не менялось ничего, была зеленая веранда, деревья, дети играли, качели были, сарай свой. В 2000-х пошли разговоры о сохранности старого Томска, но сопровождались они ужасным его уничтожением. Томск был исключительно богатым на деревянную архитектуру. Но, в сравнении с «зелеными» 60-ми, город сильно изменился. Наши улицы исчезли. Вот эти два квартала нужно было оставить заповедными, потому что то, как тут было, — это исключительно интересно. Вдобавок, если разобраться, тут еще такие люди жили интересные.
В советские годы здесь жили «политехники». В округе было пять домов, место двух из которых занял пятиэтажный кирпичный дом.
Здесь жил профессор Бакиров, одно время здесь жил Ленин-Кулик — это первый исследователь Тунгусского метеорита. Любой дом тронь на Кузнецова — есть что рассказать. В советское время, когда все дома национализировали, тут долго была нотариальная контора. Нотариальная контора была с 60-х и до начала 2000-х. Они снимали здесь помещение, но пришлось съехать из-за постоянного роста арендной платы.
У Майданюка богатая коллекция документов за сто лет. В доме на Кузнецова, 17, он хотел открыть музей, а во флигеле (пока тот существовал) место для ночевки туристов.
— Люди приезжают сюда — у них большое желание побывать внутри деревянного дома, ощутить, что это такое, — делится краевед. — И вот в этом флигеле можно было сделать небольшую гостиницу для желающих переночевать, побыть в городе. Эта идея не получила никакой поддержки, но вот с музеем на заседании городской Думы выступал, и Законодательная Дума выслушала мои предложения. Там и здесь были аплодисменты, всем понравилось, осуществить практически это не удалась, потому что оказалось, что помещение нотариальной конторы является собственностью Росимущества (Москва), и вот тут начинаются все эти современные дела. Когда стоит у нас Дом офицеров без дела, еще много чего, здания, которые строились томичами на общественные деньги. Это самое удивительное — Дом офицеров, когда-то общественное собрание, и почему-то мы не имеем права даже войти туда. Я не вникаю в тонкости этих дел, но я вижу, как простаивают и разрушаются здания.
В доме краевед также нашел некоторые предметы для своей коллекции. На чердаке дома найдены старые книги, письменные приборы. Самый ценный предмет в его коллекции — похвальный лист Макушина времен обучения в духовном училище.
— Я собирал время, мне хотелось представить весь XX век в каких-то документах: книги, газеты, пластинки, нотные издания — то, что я хотел представить в экспозиции музея, — пояснил Майданюк. — Обыденные, самые простые вещи, которые были в доступе у всех, а потом исчезли. Время уходит, и вещи тоже. Допустим, самая последняя работа — книга о фантиках, фантики дореволюционные и довоенные. Это грандиозный пласт выпавшей культуры, люди просто не знают об этом. Все, что происходило в то время, отражалось в фантиках. А фантики — кто их собирает? Дети только. Все мы чуток этим увлекались, но проходило время, и все это выбрасывается.
Краеведа удивляло то, что люди не замечают красоту места, в котором живут.
— В 60-е я был удивлен, что город так тихо существует, а сколько здесь великолепных построек, — вспоминает он.
«Покажите мне самое сердце Томска», — однажды сказал один из гостей города.
Мы задумались и поняли, что сердце нашего города — большое, оно уютно раскинулось по разным его уголкам, и имя ему — деревянное зодчество. В проекте WoodTomsk мы рассказываем о 40 архитектурных объектах Томска деревянного. У каждого из них своя история, своя душа. Это первый проект, где на одной площадке вы сможете прочитать, послушать и посмотреть томские кружева сквозь объектив фотографа и рисунки художника. Это — атмосфера города. Это — Томск.
Все выпуски нашего спецпроекта вы можете найти здесь.