Когда ты спросишь у томича, в чем отражается атмосфера города, большинство не задумываясь ответит: в нашей деревянной архитектуре.
Сегодня в регионе работает программа по сохранению деревянного зодчества, в список входит 701 объект. Портал Tomsk.ru в 40 выпусках проекта WoodTomsk расскажет о культовых домах Томска: у каждого здания — своя история и душа. У нас вы сможете прочитать их историю, послушать подкаст, посмотреть фото и увидеть томские кружева в уникальных скетчах художника. Мы делаем вклад в сохранение памяти и рассказываем о любви к своему городу.
Слушать подкаст:
Кузнецова, 30
Как всё начиналось?
Двухэтажный дом в стиле модерн построен в начале ХХ века. Предположительный автор проекта — Викентий Оржешко. Постройка многоквартирная, проектировалась по индивидуальному заказу Карболовой Марии Петровны.
Дом на Кузнецова, 30, в первую очередь знаменит жильцами: в XX веке здесь жили строитель первой в СССР ионостанции Владимир Кесенних, создатель первой в мире АЭС Андрей Красин и выдающийся композитор Эдисон Денисов.
Квартиры в прошлые столетия сдавались преподавателям Томского университета, но в доме жили не только представители интеллигенции.
— Прадед мой жил здесь, — рассказывает 22-летняя жительница дома Катерина. — Был первым рабоче-крестьянским человеком, который сюда заехал, раньше здесь профессора только жили. Он сделал центральное отопление. Потом начали заезжать другие люди, а профессора выезжать. Здесь жили прадед, дед с бабушкой, родители, и теперь я здесь живу.
Авангард из томских улиц: Эдисон Денисов. Кратко.
Эдисон Денисов родился в 1929 году и до 1951 года жил в доме на Кузнецова, 30. Отец будущего композитора был радиофизиком, мать – главврачом туберкулезного диспансера.
По воспоминаниям композитора, отца видел мало – тот был полностью погружен в работу и постоянно ездил в командировки.
Музыкой Эдисон интересовался с детства, научился играть на гитаре и мандолине. В Томске окончил физико-математический факультет Томского университета и музыкальное училище.
В 1951 году поступил в Московскую консерваторию, окончил которую в 1956 году. Советская власть не приняла авангардную музыку композитора, но он стал известен за рубежом.
В годы творческого поиска Эдисон тесно общался с композитором Дмитрием Шостаковичем. Собственный же стиль Денисова сформировался в 60-е годы – первым культовым произведением стала кантата «Солнце инков», внимание на которую обратили в зарубежной прессе.
В 1979 году в своей стране на съезде Союза композиторов СССР Эдисона Денисова подвергли жесткой критике.
Центральным произведением Эдисона Денисова считается опера «Пена дней по Борису Виану», написанная 1981 году.
В 1994 году Эдисон Денисов попал в автокатастрофу, после проходил лечение во Франции. Умер композитор в парижской клинике спустя два года после аварии, стал почетным гражданином Парижа. В своем творчестве Денисов ориентировался на французскую культуру.
«Все это было так хорошо…»
Эдисон Денисов потом часто вспоминал о Томске, в том числе в беседе с Дмитрием Шульгиным, которая легла в основу книги «Признание Эдисона Денисова. По материалам бесед».
В беседе о детстве композитор вспоминает, как спустя 30 лет встретил «родной свой старый дом… двухэтажный… деревянный»: «…потом вошел во двор, поднялся на второй этаж, в квартиру, правда, не зашел – что-то не позволило вот войти, а просто поднялся по лестнице наверх и подержался за перила (я мальчишкой очень любил скатываться по этим перилам прямо на первый этаж); даже сарай во дворе, где мы все прятались и играли, – все это было так хорошо…»
Из пепла: основные эпохи здания
Реставрировать дом решили 28 июня 2005 года, спустя месяц здание подожгли. Огонь уничтожил большую часть здания, стоимость ремонта увеличилась в шесть раз.
В книге «Деревянная архитектура Томска» за 1987 год дом описывают следующим образом:
— Очень классно жить в доме, — продолжает рассказывать Катерина, его житель. — Во-первых, центр города, во-вторых — деревянный дом: в жару прохладно, зимой тепло. У нас еще в каждой квартире камины есть. Тоже такая романтика. Люди ходят и говорят, что красиво. Заботится государство об этом доме. У нас горел он. После этого его Кресс восстановил. До этого дом был в состоянии пригодным для жизни, но разваливался. Сейчас его сделали хорошо. Мне нравится здесь жить. Да, чувствую историю дома. Отношение бережное у тех, кто здесь живет. Почти все это понимают и просто относятся к дому как к какому-то значимому объекту.
По словам девушки, дом может сгореть во второй раз.
— В стрессе находишься от того, что он может сгореть, — пояснила она. — Квартиры есть с алкашами. Они готовят на печке, пригорает, ты к ним летишь, проверяешь, что у них там, как. Они просыпаются: «Ой, что мы горим?» Пожарная мимо едет, а ты думаешь постоянно, а не у меня ли горит, бежишь проверять.
Назад в будущее: профессорская квартира
Сегодня в доме делают музей с пилотным названием «Профессорская квартира». Житель Новосибирска Илья Атапин купил квартиру в доме на Кузнецова, 30, и задумался о создании экспозиции. Второй автор проекта —томский искусствовед и краевед Екатерина Кирсанова. Основная задумка —воссоздать быт профессорской квартиры начала XX столетия.
По словам Екатерины, новый музей будет отличаться интерактивностью. Так, гости смогут сыграть в карты за ломберным столиком, попить чай из сервиза начала XX века, посидеть на старинной мебели.
Профессорская квартира готова принять первых гостей уже в начале октября.
Экспозиция будет представлена тремя комнатами: столовой, кабинетом-спальней, гостиной. В музее можно будет полистать старинные журналы, посмотреть на принадлежности рабочего стола, увидеть фотоальбомы томичей начала XX столетия, посмотреть календарь со старыми анекдотами и рецептами.
Все предметы в музее относятся к началу XX века. Взяты они из личной коллекции Ильи Атапина, куплены у коллекционеров Томска, Новосибирска и Санкт-Петербурга.
Мы сделали рассказ об этом здании для вас в разных форматах. Tomsk.ru хочет, чтобы история томских домов была доступна каждому.
Все выпуски нашего спецпроекта вы можете найти здесь.