Когда ты спросишь у томича, в чем отражается атмосфера города, большинство не задумываясь ответит: в нашей деревянной архитектуре.
Сегодня в регионе работает программа по сохранению деревянного зодчества, в список входит 701 объект. Портал Tomsk.ru в 40 выпусках проекта WoodTomsk расскажет о культовых домах Томска: у каждого здания — своя история и душа. У нас вы сможете прочитать их историю, послушать подкаст, посмотреть фото и увидеть томские кружева в уникальных скетчах художника. Мы делаем вклад в сохранение памяти и рассказываем о любви к своему городу.
Слушать подкаст:
WoodTomsk: Кирова,7. Музей деревянного зодчества
Как все начиналось?
В 1909 году архитектор Андрей Крячков начал строить особняк для своей семьи. Он уже восемь лет работал в Томске архитектором и инженером.
По словам старшего научного сотрудника музея Людмилы Исаевой, Крячкова вдохновило на постройку особняка путешествие в Европу вместе с архитектором Викентием Оржешко. В архитектурном стиле последнего также после поездки стала проявляться склонность к модерну, отход от эклектики.
— Это авторский проект, — рассказала Людмила Исаева. — От соседей по улице он отличался надстроенным третьим мансардным этажом. Как правило, деревянное домостроение — это два этажа, и, для того чтобы получить разрешение на постройку третьего, Крячкову пришлось утверждать документы в Москве. Внизу была котельная, которая отапливалась не дровами, а углем. Там же находились кухонные и служебные помещения. Служебная лестница со стороны Кирова сейчас действует как рабочая основная, а парадная с другой стороны закрыта.
В 1995 году дом Крячкова признали памятником архитектуры федерального значения.
«В Сибири должны быть дома из дерева»
Крячков считал, что в Сибири надо строить дома из дерева — экологического материала, красивого и недорогого. Для стен своего дома архитектор выбрал сосну, цокольный этаж выполнен из кирпича.
По словам сотрудников Музея деревянного зодчества, часть кирпичной кладки ушла в землю – рядом «сильно стучат трамваи».
Хозяин сразу после постройки сдавал комнаты особняка в аренду Томскому технологическому институту (сейчас — ТПУ). Крячков участвовал в строительстве корпусов вуза и был преподавателем. В 1959 году дом перешел в собственность вуза вплоть до 1980 года.
— Крячков построил дом для себя, но он оказался слишком большим – сдавал квартиры своим коллегам по университету, — рассказала Tomsk.ru сотрудница музея Людмила Исаева. — Он был преподавателем Томского технологического института. Сам жил на первом этаже, второй этаж сдавал преподавателям. На третьем была библиотека Томского общества инженеров. Каждый желающий мог прийти поработать – там были чертежные комнаты.
Людмила Исаева отметила, проспект Кирова раньше был улицей Бульварной.
Магазин «Брюки» и квас: основные эпохи объекта
— Застраивался район при сдаче университета в 80-х годах, — рассказала Исаева. — Строились бульвары на деньги купцов Королёвых. Здесь было большое количество интересных растений, кустов, деревьев. Старые фото 50-х годов показывают арки, качели, парковые скульптуры из гипса. В этом году проводили реконструкцию, поставили вазоны, плитку настелили. До революции такого не было, но улица вызывала желание побродить по ней, почувствовать запах цветов. Здесь продавали в моем детстве квас.
В Великую Отечественную войну особняк заселили эвакуированные семьи. Комнаты разделили перегородками, изначальная планировка была утеряна.
В 90-е в особняке гнездились офисы коммерческих организаций. Сотрудники музея вспоминают, здесь было ателье, специализировавшееся на брюках.
— В доме Крячкова в 90-х был магазин «Брюки», — рассказала Людмила Исаева. — На фасаде была вывеска с огромными буквами. После открытия музея все бабушки, работавшие в ателье, стали смотрительницами музея – никто не потерял работу.
Из крестьян — в архитекторы. О Крячкове
Андрей Дмитриевич Крячков — российский архитектор и преподаватель. По проектам Крячкова построено более 100 крупных зданий в городах Сибири. Многие являются памятниками федерального и местного значения.
Андрей Крячков родился в 1876 году в семье крестьянина в небольшой деревне Ярославской губернии.
По данным послужного списка, в 1897 году он поступил в Институт гражданских инженеров императора Николая I, работал помощником архитекторов Н. В. Дмитриева и Ф. С. Харламова. Последние три года получал стипендию и должен был служить три года в губернии. Его отправили в Томск.
В 1902 году начала работу младшим инженером строительного отделения Томского губернского правления, куда поступил в сентябре 1902 года младшим инженером. Крячков получал 1000 рублей жалованья в 1903 году и был приглашен преподавателем Томского технологического института по архитектурному проектированию и рисованию. В 1902 году Крячкову доверили исполнять обязанности губернского архитектора.
В 1905 году его назначили архитектором Западно-Сибирского учебного округа и Императорского Томского университета, а в 1907 году от института он поехал в полугодовую зарубежную командировку, посетил Германию, Францию и Италию.
— Крячков за свою жизнь участвовал в 400 конкурсах и, как правило, брал первую или вторую премию, — рассказывает сотрудница музея Людмила Исаева. — Всего была пара случаев, когда он брал третью или четвертую премию. Он всегда выходил победителем. Не всегда проекты реализовывались, но тем не менее он проектировал не только для Томска, но и для Новосибирска. Новосибирск и Томск всегда делят архитектора. Строил также для Москвы и Ленинграда, Читы, Барнаула, Бийска. Проектировал Крячков в разных стилях: если завершающий этап в Томске — это модерн, то в Новосибирске — это уже конструктивизм. В Новосибирске он работал вместе со своими студентами, применяя уже различные железобетонные конструкции и металлопрофиль. Это уже следующий этап. В столичный город Новосибирск перевезли огромное количество административных чиновничьих зданий. Для них нужны были и жилые дома, и административные помещения, поэтому пригласили Крячкова. Он не смог расстаться с Томском, не хотел покидать этот дом. Несмотря на то, что у них уже была квартира в Новосибирске и туда переехали дети, дом оставался его. Только после смерти в 1954 году Любовь Владимировна передала это здание Томскому политехническому университету.
По словам Людмилы, семья Крячковых любила собирать гостей в доме.
— Каждую субботу архитектор проводил встречи со своими друзьями, накрывался огромнейший стол. Хозяйка Любовь Владимировна пекла пироги, а сам Крячков любил пиво, ведь он был выходец из крестьянских семей и много чего делал собственными руками: прекрасно тушил курицу, дичь, готовил и помогал жене, варил пиво. За столом собиралось много преподавателей и студентов.
В 1937 году Крячков получил золотую медаль Всемирной выставке в Париже за проект «стоквартирного» дома в Новосибирске.
— Этот дом существует до сих пор и отличается повышенной комфортностью, — пояснила Людмила. — На Красном проспекте поставили памятник «благодарные новосибирцы своему городскому архитектору». Чем отличался этот дом: каменный высокий дом, в котором 109 квартир, три лифта – грузовой, пассажирский и кухонный. Думаю, обладатель золотой медали спасся благодаря ей во время террора в 37-38-х годах.
В Томске, кроме собственного дома, есть главные памятники архитектора: Дом культуры имени Макушина на Белом озере, Научная библиотека ТГУ, Гороховские склады.
— У нас крячковских зданий не так уж много. Если в Новосибирске он выстроил 12 зданий в стиле модерн – уездные училища (сейчас школы), у нас же каменных построек в стиле модерн больше нет.
Модерн прямых линий
Деятельность архитектора Крячкова совпала с новым периодом в мировой архитектуре. Появился новый стиль модерн, новые материалы и формы конструкций.
Андрей Крячков познакомил Томск с этим стилем. Хотя при строительстве дома использовал нетрадиционный для него материал — древесину.
— Дом отличается фасадом – обилие разнообразных окон, не только прямоугольных или квадратных, но и с каким-то особым решением, например, овальные, — рассказал Tomsk.ru сотрудник музея. – Это особенность не только нашего дома, но и домов в стиле модерн. В модерне архитекторы «играют» оконными проемами и входной частью. Также входная часть нашего дома оформлена как башня. Еще одна особенность Музея деревянного зодчества – незашитый фасад. Вся красота дерева, все срубы демонстрируются нам. Дом из дерева построил для себя, ведь дерево – самый теплый материал. Он писал много трудов и говорил, почему он выбирает дерево, почему для Сибири строить вычурное здание в стиле модерн с лепниной и украшениями не стоит, потому что погодные условия влияют, и придется ремонтировать дома каждый год-два для сохранения красоты фасада. Поэтому он отказался от всего этого, а из дерева решил попробовать свой собственный стиль — сибирский модерн. Считается открывателем этого стиля.
По словам сотрудницы музея, в классическом модерне больше излома линий, в сибирском — меньше: «дерево не позволяет варьировать волнистыми линиями».
Назад в будущее: музей деревянного зодчества. Наши дни
Музей деревянного зодчества начал собирать коллекцию с 1995 года.
— Много сотрудников поработало: наличники, их сложно было разместить, скомпоновать, сохранить стилевое направление, — рассказала Исаева. — Мы разместили их от первоначальной застройки к классицизму, эклектике и модерну. Можно пройти и посмотреть всю историю архитектуры Томска. Пилястры, подзоры и мелкие фрагменты декора зданий. Самые красивые – наличники, это глаза дома. Некоторые предметы попали, когда дома ставились на реставрацию: деталь снималась, по ее форме вырезалась новая, а старая попадала в наш музей. Большая часть музея собралась из сломанных домов — когда остаются последние наличники, департамент разрешает нам забрать их. Особенно пострадали наши деревянные дома в 90-е годы. Дорогая земля под строительство офисов и торговых центров — очень многие городские районы пострадали, но одновременно и пополнился наш музей. Именно на пике пожаров появился Музей деревянного зодчества. Городская общественность озаботилась тем, что горят дома, и здесь каждые выходные собирались профессора политеха, которые хотели сохранить этот дом и деревянную архитектуру города. Поменялось ли здание: да, перепланированы комнаты – теперь здесь залы и амфилада наверху, как в музеях. Двери другие, потолки, стилистика сохранилась тем не менее.
По словам Исаевой, раньше в Томске было около 3 000 памятников деревянного зодчества, сейчас список всего в 701 дом. Такие разрушения произошли за последние двадцать лет.
— Зимой к нам приезжали из института реставрации, осматривали город, потому что от томичей поступали предложения включить его в список ЮНЕСКО как памятник деревянной архитектуры, музей под открытым небом, — поделилась сотрудница музея. — Скорее всего, у нас ничего не выйдет, хотя документы мы начали собирать. В Томске нет ни одного исторического района, в котором бы полностью сохранилась застройка. Она сохранилась фрагментами. Жалко, что в 90-е красота была утрачена. Мы недавно встречались с коллегами из Енисейска, решили провести статистику, взяли книгу «Деревянная архитектура Томска» и сравнили, что сохранилось до наших дней: 38 домов из 68 отсутствуют.
Людмила Исаева заведовала Музеем деревянного зодчества три года.
— Здесь теперь холодновато, — рассказывает она. — Дом давно не ремонтировали. Все спрашивают, неужели архитектор построил такой холодный дом? Просто надо отремонтировать, заделать щели. Если раньше за домами следили, то сейчас этим никто не занимается. При реставрации не были соблюдены нормы. Крыша уменьшилась, даже если сравнить со старыми фото – опустилась на целый метр. Неправильно проложили лаги и состыковали. Поэтому в одном месте крыша стала протекать: появилась складка, куда скапливается вода. Это большие неудобства. Но в деревянном доме приятно работать, хорошо дышится, светлые помещения.
В Музее деревянного зодчества проходят различные мероприятия
— Здесь на всех этажах жили преподаватели вузов, и мы два года назад устраивали здесь замечательную встречу «Здравствуй, сосед», — вспоминает сотрудница музея. — Мы собрали всех, кто когда-то проживал в этом доме. Пришло всего 12 человек, но пришли бабушки с пирожками, булочками, мы накрыли в большом зале стол. Бабушки пели, они, переехав в панельные дома, долго не встречались с соседями. Бывшие жильцы рассказали, кто в какой комнате проживал, подарили фотографии. Мы до этого не знали, как тут у них было на самом деле.
«Покажите мне самое сердце Томска», — однажды сказал один из гостей города.
Мы задумались и поняли, что сердце нашего города — большое, оно уютно раскинулось по разным его уголкам, и имя ему — деревянное зодчество. В проекте WoodTomsk мы рассказываем о 40 архитектурных объектах Томска деревянного. У каждого из них своя история, своя душа. Это первый проект, где на одной площадке вы сможете прочитать, послушать и посмотреть томские кружева сквозь объектив фотографа и рисунки художника. Это — атмосфера города. Это — Томск.
Все выпуски нашего спецпроекта вы можете найти здесь.