Когда ты спросишь у томича, в чем отражается атмосфера города, большинство не задумываясь ответит: в нашей деревянной архитектуре.
Сегодня в регионе работает программа по сохранению деревянного зодчества, в список входит 701 объект. Портал Tomsk.ru в 40 выпусках проекта WoodTomsk расскажет о культовых домах Томска: у каждого здания — своя история и душа. У нас вы сможете прочитать их историю, послушать подкаст, посмотреть фото и увидеть томские кружева в уникальных скетчах художника. Мы делаем вклад в сохранение памяти и рассказываем о любви к своему городу.
Слушать подкаст:
WoodTomsk: улица Белинского, 72
Как всё начиналось?
Дом на Белинского, 72, построен в 1901 году известным в Томске врачом и политическим деятелем Александром Грациановым. Он был одним из первых выпускников медицинского факультета Томского университета.
После учебы Грацианов уехал работать в Канск, но довольно быстро вернулся. В 1901 году купил большой участок земли, где выстроил дом с каменным подвалом, гостевыми комнатами и спальнями на втором этаже.
Во флигеле до революции 1917 года размещалась подпольная типография Кирова. После революции дом национализировали. Сейчас этот адрес известен как Дом приема гостей областной администрации.
— Здесь был детский дом в 20-х годах, а в 70-х здесь почти 25 лет была женская консультация, — рассказала администратор Дома приема гостей обладминистрации Ольга Плющанская. — Долгое время находилось здесь хирургическое отделение роддома: делали операции, принимали роды.
Спасение людей, политика, ссылки: непростая судьба Александра Грацианова
Александр Грацианов родился в семье священника в 1865 году в Арзамасском уезде. В десять лет Грацианов поступил в подготовительный класс духовного училища. Среди однокашников Грацианова был будущий патриарх всея Руси Сергий. Старшие братья Александра были врачами.
После Нижегородской духовной семинарии Грацианов поступил на медицинский факультет Томского университета в 1889 году. Семинарию окончил он со всеми оценками «отлично», а «очень хорошо» стояло в аттестате только за русскую словесность и литургию.
В 1892 году в Томске вспыхнула эпидемия холеры. Врачей не хватало, и к борьбе с эпидемией привлекли студентов. Так, Александр Грацианов ухаживал за больными в пересыльной тюрьме, и, несмотря на хороший старт врачебной практики, университет врач окончил на все оценки «удовлетворительно». Кстати, в это время студент подал прошение ректору о вступлении в брак.
В 1895 году Грацианова назначили городским врачом Канска Томской губернии. В письме, сохранившемся в Госархиве, врач обращается к губернатору с просьбой перевести его на должность в Томск из-за проблем со здоровьем. Через год его все-таки перевели на эту должность. Врач специализировался на «внутренних болезнях».
В Томске у Грацианова была своя усадьба, где он и проводил прием больных. У него была большая библиотека с медицинской и художественной литературой. В его доме могли оставаться пациенты без средств к существованию. В 1905 году Грацианова уволили по политическим мотивам. Чуть позже — отправили в ссылку за вскрытие трупов для научной деятельности.
— В 1905 году случилось восстание рабочих, было очень много тел, и тогда врач решил вскрывать их для научной деятельности, — пояснила Ольга Плющанская. — После этого он был арестован и сослан в ссылку в Канск.
С 1907 по 1916 год занимался частной практикой. Грацианов был эсером, а чуть позже меньшевиком, участвовал в создании либеральной газеты «Сибирский вестник». Накануне революции Грацианов заведовал санитарным бюро, был гласным Томской думы.
В 1918 году томского врача назначили членом губернского комиссариата Временного Сибирского правительства в Омске. Занял пост главы МВД при Временном правительстве, поддержал адмирала Колчака, заведовал общественным управлением, здравоохранением и социальным обеспечением.
Грацианов добился циркуляра, согласно которому города имели право на получение средств на нужды просвещения. В 1919 году уволен с должности министра по личному прошению. В том же месяце вернулся в Томск, стал городским головой до прихода советской власти.
В 1923 году за ликвидацию эпидемий холеры, тифа и малярии был освобожден от наказания, работал санитарным врачом курортного управления Сочи. В 1927 году вновь арестован и выслан на три года в Шадринск, где занимался врачебной деятельностью, в ссылке умер.
— Его жизнь сопровождалась постоянными трудностями, — рассказала Tomsk.ru администратор дома. — Потом была революция, а после революции дом был муниципализирован. Здесь была богатая библиотека. Был и склад винный в погребе. Дом отобрали у семьи. К тому времени врач уже умер, но его супруга еще была жива. У них остался сын Дмитрий. Дальнейшая судьба Августы Казимировны (жены Грацианова. — Прим.ред.) неизвестна. Его сын стал врачом, доктором наук в Томске и преподавал в университете на кафедре физиологии.
Назад в будущее: дом по-прежнему принимает людей
В 90-х здание полностью было заброшено, им никто не занимался, никто не ремонтировал. Дом постепенно разрушался.
В 2006 году в доме произошел пожар, после чего власти приняли решение о проведении реставрации. Сейчас, повторимся, здесь располагается Дом приема гостей администрации области.
Попасть в здание можно со стороны Белинского, раньше — со стороны Пирогова.
— Сейчас в доме происходят различные мероприятия, совещания, также мы встречаем гостей, иностранные делегации, — рассказала нам администратор учреждения Ольга. — Недавно была китайская делегация. Различные форумы. Часто к нам привозят людей из других городов, чтобы мы показали памятник архитектуры. Здесь люди гуляют, фотографируются.
По словам сотрудника Дома приемов, реконструкторы постарались сохранить тот вид, который был при Грацианове. Воссоздали и флигель, который был во дворе дома изначально.
Флигель был домом для прислуги. Он тоже сохранился с тех времен. Но сохранился в основном подвал и немного деревянных ограждений. Весь верхний фасад — современный материал, восстановленный по старым эскизам дома. В интерьере, как отмечают эксперты, ничего не сохранилось, не осталось и личных вещей Грацианова.
— Я сама лично находила потомков Грацианова. Его внучка Надежда сейчас живет в Москве, работает врачом-косметологом. Такая у них династия врачей. Я нашла ее в соцсетях и спрашивала, не остались ли какие-то личные вещи дедушки. Она мне прислала фотографии серебряной цепочки, которую Грацианову лично подарил Колчак, когда тот работал в правительстве, — вспоминает Ольга Плющанская.
Администратор считает, что в доме все равно сохранился сильный дух старины.
— Сами бывшие хозяева этого дома до сих пор здесь живут, — рассказала Ольга. — Иногда какие-то бывают шорохи, стуки, или картина может упасть. Есть легенда, что Грацианов настолько любил этот дом, что не захотел его покидать.
«Покажите мне самое сердце Томска», — однажды сказал один из гостей города.
Мы задумались и поняли, что сердце нашего города — большое, оно уютно раскинулось по разным его уголкам, и имя ему — деревянное зодчество. В проекте WoodTomsk мы рассказываем о 40 архитектурных объектах Томска деревянного. У каждого из них своя история, своя душа. Это первый проект, где на одной площадке вы сможете прочитать, послушать и посмотреть томские кружева сквозь объектив фотографа и рисунки художника. Это — атмосфера города. Это — Томск.
Все выпуски нашего спецпроекта вы можете найти здесь.