Агата Рекун — в прошлом студентка ТГАСУ, сейчас — тоже студентка, но по программе управления бизнеса в сфере моды в Риме. Всю свою жизнь Агата хотела стать дизайнером, училась в художественной школе, рисовала эскизы, хотела создавать что-то своими руками и навсегда связать жизнь с одеждой. Теперь же она не просто ходит на лекции о дизайне и становлении бизнеса, не только попадает на производства, выставки, куда многим вход закрыт. Сейчас Агата решила заняться пропагандой и продвижением такого тренда, как «устойчивая мода», рассказывая уже на собственных лекциях о том, насколько модная индустрия влияет на экологию, и чем на самом деле опасно общество потребления.
Ты недавно читала в Томске лекцию про устойчивую моду. Что это такое?
Агата: Устойчивая мода — это макротренд в модной среде, который касается экологичности продуктов. На протяжении нескольких лет она набирает обороты, Начались соответствующие исследования, и выяснилось, что модная индустрия — это вторая по загрязнению мира сфера после нефтяной промышленности.
Мы производим много полиэстера, но даже это не самая большая проблема. Например, хлопковые вещи. Для того количества одежды, что мы потребляем, необходимо выращивать очень много хлопка. Но естественным путем он не может столько раз цвести. Для того чтобы хлопок цвел достаточное количество раз, его нужно удобрять пестицидами. А пестициды вместе с огромным количеством воды для полива проникают в землю, после чего она становится непригодной для выращивания на долгие годы.
Также это касается и окрашивания вещей. Для сохранения цвета используются специальные химические составы, не очень полезные. И снова одежда взаимодействует с водой, это все уходит в реки, в землю. А реки — это сложная экосистема, так что химикаты в реке травят не только воду, но и жизнь. Это большая катастрофа.
Как этот тренд реализуется на данный момент?
А: Сейчас многие крупные инфлюенсеры озадачены этим вопросом, и они продвигают это в массы. К примеру, Эмма Уотсон, которая вот уже сколько лет выходит в свет и пропагандирует экологичную моду. В целом, в Европе каждый бренд сквозь свою продукцию, магазины, ритейлы продвигают экологичность. В ход идут постеры, баннеры, ярлыки на одежде, памятки. Они отказываются от пластиковой упаковки. Многие большие бренды внедряют экологичную линию в свой модельный ряд. Помимо обычных джинс они продают еще и экоджинсы. Да, стоимость такой продукции увеличивается на 20%, но люди, так или иначе, это покупают.
Но если бренд уже давно существует, то нельзя просто взять и радикально заменить одну систему производства на другую. Они внедряют экологичные технологии понемногу: отказываются от определенных материалов, меняют упаковку, занимают какой-то процент общего производства на экологичное.
Что же касается новых брендов, которые лишь создаются, согласно статистике, если создатель не задумывается об экологичности своего продукта, то бренд просто не сможет существовать дальше.
Ты знаешь, на самом деле это все выглядит так, будто просто появилась определенная мода на экологичность: разделять мусор, приносить свои стаканчики в кофейни. Не кажется ли тебе, это очень показушный и проходной тренд?
А: Да, такое может быть, и даже многие этим пользуются. Вся эта система называется greenwashing, когда компания в целях своего профита, не думая об экологии, лишь имитирует какие-то полезные действия. Это очень распространенное явление. Но мне хочется верить, что рано или поздно люди одумаются и образумятся. Когда-нибудь перестанут на этом спекулировать и начнут заботиться об окружающей среде.
Если мы говорим про Россию, то условные Питер, Москва, Екатеринбург пойдут на такое. Но в таких городах как Томск, Кемерово, Абакан — это будет приходить очень долго.
А: Да, потому что сложно достучаться до людей. Существует разница поколений. Недавно я с мамой общалась на тему того, что нужно быть экологичней. Но есть даже в наших родителях такой постсоветский склад ума, при котором они, пройдя все годы дефицита и отсутствия всего, не готовы перейти к экологической системе жизни. Ведь если вещь — то из природных материалов, а это может значить то, что я сам себе должен это сшить. Вместо сметаны в пластиковой банке мне нужно принести свою стеклянную банку. А это неудобно. И наши люди после разрухи и развала, увидев что-то комфортное, не хотят переходить на новую-старую систему.
Поэтому по-настоящему сложно, и этот процесс будет протекать очень долго. Я как-то даже интересовалась тем, кто вообще в Томске занимается экологичной модой. Отозвался только один магазин. Даже Сибирский центр дизайна до моих активных действий этим не занимался.
Какой ты вообще фидбек получаешь за свои знания?
А: Те люди, которые пришли и слушали — были в шоке, мягко говоря. Они не ожидали, что мода — это действительно очень опасная для окружающей среды сфера. Когда мы идем в магазин, то мы особо не задумываемся над тем, что себе купить. Например, понравилась кофточка из вискозы. А говорить о том, что при создании вискозы, якобы альтернативного материала, используются не только деревья, но и химические соединения, чтобы сплести нитки и сделать ткань, никто не будет.
Когда я говорила эти факты, то люди начали задавать много вопросов, интересоваться тем, на какие вещи и бренды лучше всего обращать внимание в магазине. У них в голове уже проявилось зерно сознательности. Ведь помимо покупок, экологичная мода — это еще и про хранение своих вещей. Как ты их стираешь, как ты за ними ухаживаешь, зашиваешь ли ты их?
Однако сейчас время человека — это очень ценный ресурс. Если у него порвались носки, то ему проще пойти и купить новую пару носков. Это будет быстрее, чем взять иголку и нитки и сесть их зашивать.
Ну, это еще и вопрос статусности. Далеко не каждый человек хочет ходить в штопанных носках.
А: Да, это тоже. Но смысл в том, чтобы к вещи изначально более бережно относиться. Пытайтесь продлить ее жизненный цикл как можно дольше. А когда поймете, что больше не хотите носить, то отдайте на благотворительность. Есть огромное количество людей, которые по-настоящему нуждаются в том, чего у нас в шкафу очень много.
Сейчас во всем мире господствует консюмеризм, активное потребление без отдачи. Мы хотим брать, брать, брать, а давать ничего не хотим. И такую модель поведения тоже нужно менять.
Не кажется ли тебе тогда, что масс-маркет — это самое настоящее проклятие экологии?
А: Да, масс-маркет — это фастфешн, быстрая мода. И на самом деле вся проблема разделения на быструю моду, медленную, устойчивую — это все пошло с масс-маркета. Когда появился бренд Zara, то они первыми начали копировать тренды с подиумов и быстро выдавать их в массы. Люди увидели и им захотелось это брать.
Масс-маркет выпускает 52 микроколлекции в год. То есть каждую неделю на рынок попадают новые вещи. Они, таким образом, стимулируют потребление. Человек приходит в магазин, видит вещь, она ему нравится, он сомневается в ее покупке. Потом он понимает, что на следующей неделе этой вещи, скорее всего, уже не будет. Так что он ее импульсивно хватает и потребляет. Так что масс-маркет — это самый большой бич экологичности.
В таком случае, речь должна идти еще и об осознанности. Есть ли вообще какие-то гайды о том, сколько вещей должно быть в твоем гардеробе?
А: Я не могу сказать, сколько должно быть вещей. У всех гардероб и вкус разные. Но, как правило, лучше покупать какие-то базовые, неяркие вещи, которые ты запросто сможешь комбинировать между другой своей одеждой и которые смогут долго прослужить. Тот же черный свитер на мне: и в пир, и в мир, и в добрые люди.
Я не могу сказать, сколько нужно покупать или сколько не нужно. Я могу лишь сказать о том, что перед покупкой вещей нужно думать, а есть ли у меня какие-то альтернативные вещи в гардеробе? Буду ли я ее носить? Сколько комплектов внешнего вида я смогу составить с этой одеждой? Из каких материалов она сделана? В каком магазине я ее покупаю? Как долго я ее буду носить? Всегда важно смотреть в будущее, и помнить, что хорошая вещь не может стоить дешево.
Вытекающий вопрос. Сортировка и отдача вещей — это важная штука?
А: Конечно. Зачастую большинство людей, которые проанализируют свой гардероб, поймут, что у них есть большое количество ненужных вещей. Они просто пылятся в шкафу. С вещами нужно расставаться, их не нужно жалеть, кому-то они могут пригодиться больше, чем тебе. Поэтому зачем их хранить?
Как еще можно оптимизировать свой гардероб?
А: Носить черное. Все в Европе стараются носить черное. С точки зрения экологичности все просто — черное нужно реже стирать. При каждой стирке мы используем порошки, дальше это уходит в канализацию и проходит свой путь. В это время из одежды высвобождается микропластик, если это полиэстер, а это очень опасная штука. Она еле заметна, но очень пагубно влияет на экологию.
Вообще, выглядеть стильно — это важно?
А: Каждому свое. Это же зависит от мироощущения. Для меня — да, потому что это отражение меня. Мне не столь важно выглядеть модно, хоть я и работаю в этой сфере. Мне важнее выглядеть стильно и презентабельно. Ну и опрятно, разумеется. Какая разница что на тебе за бренд, если он грязный, то смысла в нем не будет.
В свои 24 года ты встала на тропу определенной борьбы за экологию. Насколько это благодарное дело?
А: Неблагодарное. Но, говоря о посвящении себя какому-то делу, в 99% случаев — это всегда неблагодарное дело. Но здесь все зависит от моего настроя. Пока что у меня есть силы это делать. В дальнейшем я планирую говорить не только о пропаганде экологичной моды, но и создать собственный бренд, который будет следовать этой идее.
Я скорее о том, почему в 24 года тебя вообще все это стало волновать.
Европейцы тоже удивлялись этому, что мне 24 года, сорвалась куда-то, приехала и что-то делаю. Они до 30 лет вообще стараются ничего не делать. А я по природе своей очень любопытная, так что подобный активизм — это что-то органичное для меня.
Подпишитесь на нашу группу ВКонтакте и узнавайте самые актуальные новости Tomsk.ru в соцсетях