Когда ты спросишь у томича, в чем отражается атмосфера города, большинство не задумываясь ответит: в нашей деревянной архитектуре.
Сегодня в регионе работает программа по сохранению деревянного зодчества, в список входит 701 объект. Портал Tomsk.ru в 40 выпусках проекта WoodTomsk расскажет о культовых домах Томска: у каждого здания — своя история и душа. У нас вы сможете прочитать их историю, послушать подкаст, посмотреть фото и увидеть томские кружева в уникальных скетчах художника. Мы делаем вклад в сохранение памяти и рассказываем о любви к своему городу.
Слушать подкаст:
WoodTomsk: Гагарина, 42. Дом охотника
Как все начиналось?
Жилой дом Александра Громова построен в 1908 году по проекту Викентия Оржешко.
Одноэтажный, но большой дом фасадом выходил на Дворянскую улицу, где поселились зажиточные томичи. Особняк Громова срублен из бревен, стоит на кирпичном фундаменте и покрыт железной скатной крышей.
В советский период хозяином дома стало Общество рыболовов и охотников, в честь чего и появилось привычное томичам название.
— Общество охотников в Томске было еще до революции, — рассказала Tomsk.ru научный сотрудник Томского областного художественного музея Людмила Исаева. — Все архитекторы также были охотниками. Это было достойнейшее развлечение.
В 1952 году в городском обществе числилось 3 748 человек. По данным отчета за 1952 год, у общества был магазин, «чтобы вступивший охотник мог сразу приобретать себе необходимые охоттовары». Общество регулярно проводило лекции для новичков, в нем была библиотека, и «для досуга организована стрельба из «воздушки» в воздух».
Что сегодня?
Сейчас в доме по адресу ул. Гагарина, 42, — хостел. Оформлен тематически, как и подобает историческому памятнику. Внутри него — головы животных на стенах. Смотрительница хостела пояснила: они остались в нем от Общества охотников. Отметим, в целом Громовский особняк дожил до наших дней, но почти не сохранил внутреннего убранства.
Главные эпохи объекта
К концу XX века здание было в плачевном состоянии: не было воды, канализации, крыша пострадала от огня, «внутри была полная разруха».
В 1995 году дом включен в число памятников архитектуры федерального значения.
В конце нулевых дом взяли в долгосрочную аренду сроком на 29 лет и отреставрировали с нуля. Арендатор хотел вернуть особняку прежний облик.
Реконструкция началась в 2009 году. Сейчас в бывшем доме купца располагается хостел «Дом охотника».
Дом-одиночка
Составители книги «Деревянная архитектура Томска» за 1987 год описывают здание:
Людмила Исаева считает, особняк отличает от других домов на Дворянской улице высота в один этаж. Другие дома на улице в основном двухэтажные.
— Особняк интересный, входная часть, окна, — пояснила она. — На одном фасаде все окна совершенно разные. Цветовая окраска яркая. Дом выделялся на фоне двухэтажной застройки и тем, что выполнен в стиле модерн. Если с правой стороны открытый сруб, то под окнами у него зашитый фасад. Дом уникален со всех сторон.
Громовские бани
Александр Флегонтович Громов не из Томска. Его имя упоминается куда реже других крупных купцов.
Хотя с Громовым связана постройка в начале XX века первого в Томске водопровода. Купец руководил постройкой, и возведенные сооружения проработали без капитального ремонта более 20 лет. После окончания строительства водопровода Громов остался в Томске, стал крупным предпринимателем.
Людмила Исаева поясняет: Громов был купцом второй гильдии. По ее словам, купцы второй гильдии занимались трактирами и банями, а купец первой гильдии мог уже торговать золотом, драгоценными камнями, мехами и участвовать в международной торговле.
На собственные средства Громов построил первый в Томске электрокинотеатр. В 1912 году воздвигли здание в стиле модерн — электрокинотеатр «Новый».
С легким паром!..
Громов «построил» собственное имя в Томске своими банями. В 1911 году купец обратился в городскую управу для постройки каменных бань на углу по Монастырскому переулку. Разрешение дали, и в 1916 году здание было готово. Громов не дожил до завершения строительства, работами руководила вдова Елизавета Павловна.
Громовские бани многие томичи называют лучшими. Об отсутствии нарушений свидетельствуют и записи санитарной комиссии. Бани обладали несколькими отделениями разного уровня комфорта.
Сегодня помещения бань делят между собой разные организации.
По словам смотрительницы хостела, про купца Громова в городе существует красивая легенда: якобы томский предприниматель стал прототипом главного героя романа Вячеслава Шишкова «Угрюм-река» — Прохора Громова. Фамилии совпадают, и Шишков долгое время работал в Томске. Реальными прототипами шишковских героев все же была семья Матониных с Красноярского острога.
Еще немного из истории объекта
Этот дом раньше находился на улице Дворянской, 36. По данным купчей, Громов приобрел участок у бывшего присяжного поверенного Михаила Рафаиловича Бейлина. Размер земельного участка со строениями составлял 144 квадратные сажени. Имение обошлось купцу в 25 250 рублей.
Улица Дворянская, нынешняя Гагарина, упоминается в архивах с 1825 года. Здесь жили чиновники, врачи, преподаватели, инженеры и всего несколько потомственных дворян.
Дворянская была крупной магистралью. Здесь располагались постоялые дворы, магазины, лавки, было оживленное движение. В доме по Дворянской, 1, располагался крупнейший книжный магазин Томска П. И. Макушина.
С 1920 года Дворянская стала называться улицей Равенства. Позже, в 1961 году, «идя навстречу пожеланиям трудящихся», улицу переименовали в Гагарина.
В непосредственной близости с Дворянской (нынешней Гагарина), в Монастырском переулке, Громов и построил бани, оглядываясь на активную жизнь соседей и близость к дому.
Назад в будущее: призраки хостела
Хостел работает в бывшем особняке Громова с 2012 года.
— Считайте, с 2012 года мы тут, — рассказала смотрительница Ирина Николаевна. — Пять лет ремонт длился. Здание реконструировали хозяева хостела. Само расположение дома хорошее – гора, все продувается, влаги нет, сырости. Тем более это дерево выстоявшееся. Мне спится здесь лучше, чем дома. Очень атмосферно тут. Потолки высокие, не давят. Бывает и 40 человек, но их не видно. Всего в хостеле 10 номеров.
По ее словам, чаще в хостеле останавливаются дети и «батюшки со всей Сибири».
—Два года работаю – всех батюшек знаю, — пояснила она. — У них тут семинария. Они освятили наше здание. Иностранцы бывают довольно часто. Французов вот ставила ночью в миграционную. Жильцам рассказываю историю дома, всем это очень нравится. К нам часто люди возвращаются потом.
Ирина Николаевна считает, что в бывшем особняке Громова есть призраки.
— У нас дети остановились с год назад, и они прям как завизжат, — вспоминает смотрительница. – Смотрите, как люстра уходит! Я их как могу успокаиваю. Времени около десяти вечера было. Самой неприятно. Люстра туда-сюда ходила. Был и другой случай. Буквально две недели назад мужик ночевал у нас. Дети как раз были, и мамаша должна была привезти охотничьего маленького щеночка. Утром мужик подзывает и спрашивает: «Что у вас тут за собака?» Говорит, собака к нему на кровать легла, два раза скидывал. Я сказала, что собаку еще не привозили. А он уперся и ни в какую. Лежало их четверо в комнате, сосед его спрашивает тоже: «Что за собака тут у вас?» Я говорю, не было собаки никакой. Он сказал, видел собаку, на кровать к первому мужчине ложилась.
Сегодня улица входит в историческую охранную зону города – здесь сохранилось множество памятников деревянной архитектуры. А сам дом по-прежнему привлекает не только туристов, но и самих томичей своей историей и потрясающей архитектурой.
Мы сделали рассказ об этом здании для вас в разных форматах. Tomsk.ru хочет, чтобы история томских домов была доступна каждому.
Все выпуски нашего спецпроекта вы можете найти здесь.