С 2019 года в регионе, как и по всей стране, начали действовать новые правила обращения с твердыми коммунальными отходами, так называемая «мусорная реформа». Последней по счету, с 1 июля, к ней присоединилась «седьмая зона» — Томск и Томский район. Уже к сентябрю, благодаря новой системе, охват населения услугой по вывозу мусора вырос до 90%. Таким образом, почти на всех территориях, за исключением удаленных сел, стали обращаться с отходами цивилизованно – не сжигая или пряча в кусты, а отправляя в специально отведенные для утилизации места. Такую задачу сегодня ставит перед регионом и руководство страны. О том, как идет процесс реформирования отрасли, мы поговорили с и.о. начальника областного Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Максимом Кривовым.
— С января 2019 года региональные операторы продолжили оказывать услугу по обращению с отходами там, где это уже происходило ранее, расширяя географию постепенно. Процесс пошел не быстро, поскольку во многих населенных пунктах контейнеры не стояли никогда. Куда свозился мусор, мы теперь узнаем, одну за другой расчищая несанкционированные свалки и речные берега. Но и сегодня добиться стопроцентного охвата не везде возможно из-за удаленности территорий. Однако к этому нужно стремиться – планировать оптимальную логистику, выстраивать инфраструктуру. Позитивно выделяются на фоне райцентров города Северск и Стрежевой, где в связи с компактностью территории и наличием объектов инфраструктуры система заработала без сбоев. В райцентрах же серьезной проблемой все еще остается нехватка контейнеров, но уже к декабрю она будет в большей степени решена. В общей сложности в районы поступит более 8,5 тысяч емкостей для мусора.
— Ранее контейнеры были собственностью компаний, занимавшихся вывозом мусора?
— Не у всех муниципальных образований контейнеры были в собственности. В некоторых районах контейнерный парк принадлежал обслуживающему его территорию оператору. Пример тому – Томск, где контейнеры частично были имуществом муниципалитета, но и доля частного парка была велика. Так же – в «первой зоне» (Александровский район и г. Стрежевой, — прим. редакции): контейнеры частично были имуществом оператора, частично – муниципалитета. А во «второй зоне» (Каргасокский и Парабельский районы, — прим. редакции) контейнерный парк, напротив, был муниципальный, но контейнеров мало.
На следующий год планируется решить вопрос с нехваткой контейнеров в населенных пунктах, где услуга не оказывалась и не оказывается до сих пор. Например, в Томском районе в результате реформы услугу по вывозу мусора станет получать 99% населения. Что это значит? В первую очередь, порядок и снижение негативного воздействия на окружающую среду. Из сел мусор централизованно «поедет» на полигон, в перспективе – на дальнейшую сортировку, а не в канаву, как это могло быть ранее. Вся цепочка взаимодействий теперь прозрачна, а транспортные потоки отслеживаются в онлайн-режиме: в любой момент мы можем проверить, куда поехал мусоровоз, – объясняет Максим Александрович.
— Расскажите подробнее об изменениях в работе региональных операторов.
— Сейчас деятельность региональных операторов – это регулируемый рынок. Раньше здесь действовал закон «свободного рынка», и оператор общался с населением и юридическими лицами на договорной основе. То есть, самостоятельно назначал цену за свои услуги. При этом на полигон машины многих таких мелких организаций могли никогда и не заезжать – отследить это было невозможно. Теперь транспортирование отходов может осуществляться только на лицензированные объекты. Забрал из контейнера – увез на полигон – отчитался – выставил плату за услугу по твердой, заранее установленной цене.
— Плата за услугу – важный вопрос. Как происходит распределение средств из тарифа – на что тратят деньги региональные операторы?
— Плата населения за услугу по вывозу мусора – это произведение норматива накопления отходов на тариф. Одно из нововведений — это то, что человек платит за себя, а не за количество квадратных метров жилья. Например, в однокомнатной квартире проживают три человека, с этого года они по справедливости будут платить за произведенный ими мусор больше, чем одинокая пенсионерка в «двушке». Раньше было наоборот. В законодательстве четко прописано – за мусор должен платить каждый человек, который его производит. Добавлю, что на эту услугу предусмотрены субсидии, как и на другие виды коммунальных услуг.
В тариф, который платит население, заложены транспортировка и захоронение отходов, а также печать, доставка и распространение квитанций, обслуживание лицевых счетов потребителей. На приобретение контейнерного парка предусмотрен всего 1%. Каждая потраченная региональным оператором копейка должна быть подтверждена в тарифном органе. Коммерческая составляющая в тарифе стремится к нулю, а в текущем году имеет отрицательное значение. Поэтому говорить о бизнесе, — о том, что операторы «обогатятся» на мусоре населения, это заблуждение.
Не стоит забывать о том, что плату с населения еще нужно собрать. Те же Северск и Стрежевой показывают, например, неплохие результаты по собираемости платы – до 90% и выше. В райцентрах эта цифра порой чуть выше 60%, и это уже неплохо. А вот в тех населенных пунктах, которые начали получать услугу только в текущем году, собираемость – от 30% до 50%. Там, где раньше услуга не оказывалась, для населения это новинка, и воспринимается осторожно. Также мы понимаем, что часть неплатежей обусловлена ошибочными действиями региональных операторов – например, неправильным начислением платы (к сожалению, пока такое еще случается). Там, где операторы общаются с населением, идут на встречу, за услугу платят исправнее. Установка едина для всех – плата за услугу не должна начисляться там, где она не оказывается.
— Каким образом ведется работа с населением?
— Поскольку реформа еще вызывает много вопросов, мы проводим встречи и с населением, и с региональными операторами. Выезжаем в районы, отвечаем на вопросы жителей и стараемся помочь в разрешении спорных ситуаций. Основные жалобы жителей – на отсутствие перерасчета и нарушения графика вывоза отходов. С этими проблемами мы работаем, доводим информацию до операторов и спрашиваем с них. Наша общая цель – экологическое благополучие и порядок на территории всего региона.
Куда звонить, если не вывозят мусор или обнаружена несанкционированная свалка?
«Горячая линия» департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области: 8-800-350-0477 (звонок бесплатный, в рабочие дни с 8.00 до 20.00).
Томск и Томский район УМП «Спецавтохозяйство г. Томска»: 26-55-80, 905-997;
Ленинский район: 517-690;
Кировский район: 56-40-96, 56-52-35;
Советский район: 54-45-25;
Октябрьский район: 90-24-78, 90-24-79.
Северск ООО «АБФ Система»: 8 (3823) 541-543, 8 (3823) 540-051, 8 (3823) 541-538.
Александровский район и Стрежевой OOO «ТРАНССИБ»: 8 (38259) 5-51-69.
Каргасокский и Парабельский районы ООО «ТКС»: 8 (38259) 5-51-69.
Кедровый: 8-923-443-06-26.
Шегарский район: 8-923-441-06-26.
Бакчарский район: 8-923-421-06-26.
Кожевниковский район: 8-923-434-06-26.
Молчановский, Кривошеинский, Чаинский, Колпашевский и Верхнекетский районы ООО «Риск»: 8 (38254) 5-73-73.
Асиновский, Зырянский, Первомайский и Тегульдетский районы ООО «АБФ Логистик»: 8 (3822) 435-500.