Дисклеймер: то, что вы прочтете далее исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — дело каждого. Осторожно, спойлеры.
А не стоило бы, не просто так эта картина стала победителем на Каннском кинофестивале в этом году. История, которую рассказал режиссер Пон Джун-хо, хоть и может выглядеть как современное корейское кино: с отличной цветокоррекцией, европейской игрой азиатских актеров и намеренно приземленным и реалистичным антуражем. Но важно держать в голове, что это все еще притча, своеобразная, многоуровневая, уходящая в самый настоящий отрыв в конце, но тем не менее притча.
Фильм рассказывает о бедной семье, которая живет в натуральных трущобах, цепляется к бесплатному вай-фаю в ближайшем кафе и зарабатывает на жизнь с помощью складывания коробок из-под пицц, что получается у них из рук вон плохо. Все меняется, когда друг сына предлагает ему работу — побыть репетитором у дочери очень богатой и гипертрофировано зажиточной семьи. В противовес главным героям они живут на возвышенности, а не в подвальном помещении, у них свой закрытый особняк, своя экономка, личный водитель и все, о чем только может мечтать самый настоящий нищий.
Парень проходит собеседование, устраивается репетитором и потихоньку, окольными путями с ловкостью самого настоящего афериста вводит в дом всю свою семью под видом тех или иных работников, от которых они избавлялись нечестными, но до восхищения изобретательными путями. Казалось бы, все в их руках, обманным путем, но они стали зарабатывать деньги, но природная лень и неумение жить как приличные люди доводит их до самой настоящей трагедии.
И трагедия эта переворачивает всю мотивацию героев о нечестной жизни с ног на голову, ведь в ходе этого сюжетного поворота семья теряет отца и дочь, а сын чуть не остается инвалидом.
Вообще, такая концовка очень характерна для корейского кинематографа. Взять того же «Олдбоя» 2003 года, в котором главный герой в ходе своей месте случайно вступает в интимную связь со своей дочерью, которую он не видел практически с самого рождения, тем самым только разыгрывая план главного злодея, из-за чего и вынужден отправиться в небытие.
Практически такой же твист случается и в «Паразитах», на дне рождения сына богачей, из самых недр дома вырывается муж бывшей экономки, которого она прятала там еще со времен бывших хозяев. Он, так же, как и главные герои, оказывается бедным и нищим человеком, за которым уже четыре года бродят коллекторы, но рассудок которого повредился целиком. По стечению обстоятельств главе семьи бедных приходится занять свое место, так как круг ошибок сомкнулся.
По сути своей, «Паразиты» — это одновременно история о современном Тартюфе и графе Монте-Кристо одновременно. Основная мораль, которую закладывает режиссер — быть человеком. Человеком с большой буквы. Да, современное кино очень часто обращается к гуманизму, выстраивая целую систему метафор, которые призваны разрушать классовое расслоение, порожденное системой капитализма.
Бедные оказываются злодеями, которым невозможно сопереживать, потому что они жадные, алчные и ленивые. Богатым сопереживать еще труднее, они не знают или не помнят настоящей жизни, которая происходит у них перед глазами. Когда бедный район топит дождем, а люди вынуждены побираться в общих ночлежках, они радуются, что прошел дождь, потому что стало свежее.
И одни и другие относятся с пренебрежением как друг другу, так и к себе самим, деньги и богатство становятся третьей силой, которая уничтожает и первых и вторых.
Как итог, все приводит к смертям, гневу, отчужденности и мести. Всеобщее недопонимание приводит к страшным трагедиям, главные роли в которых играют люди.
Стоит ли смотреть этот фильм? Разумеется, стоит, несмотря на его трагичность и неутешительный финал, он является очень изобретательным и смешным, обличающим пороки и располагающий к тому, чтобы задуматься об отношении к окружающим. Особенно если вы никогда до этого не смотрели фильмы корейского производства.