Пожары в Сибири этим летом покрыли более трех миллионов гектаров леса. По подсчётам экспертов Greenpeace, от огня могли пострадать или погибнуть более 5,5 тысячи соболей и трехсот медведей, а также около 2,7 тысячи диких северных оленей и 1,5 тысячи лосей.
«Часть животных — копытные и крупные хищники как правило, успевают уйти от пожара. Гибнет потомство хищных птиц и, возможно, дуплогнёздники. Животные семейства куньих могут спрятаться, но тогда они погибают от дыма. Выжившие животные всё равно пострадают, потому что ущерб среде обитания огромный, на ближайшие несколько лет она полностью уничтожена. Речь идёт не только о выгоревшей территории, но и о буферной зоне, которая образуется после пожара. Это значит, что на прилегающей территории в 1,5-2 км плотность животных всё равно будет низкая. Помочь животным можно, если ограничить квоту на охоту в пострадавших от огня регионах, а также сокращать лесные вырубки», — заявил Greenpeace доцент кафедры охотоведения и биоэкологии Иркутского государственного аграрного университета Александр Кондратов.
По прогнозам биоэколога, животные будут выходить на заселённые людьми территории. Или мигрировать в соседние регионы. В частности, из Красноярского края в леса Томской области.
«Этот процесс могут только зафиксировать охотники и лесники. Другого метода, кроме как визуального наблюдения нет. Достоверные данные будут только в следующем году, когда будем проводить зимние маршрутные учеты дикого северного оленя и медведя. Но такой миграции, как к примеру в мультфильме «Ледниковый период», конечно, не будет. Если животные придут, это будет диффузно. Тут еще нужно знать конфигурацию пожаров: если огонь от границы Томской области идет вглубь Красноярского края, ожидать миграции не стоит — все медведи будут вытеснены в центр Красноярского края», — рассказал корреспонденту портала Tomsk.ru замначальника областного департамента охотничьего и рыбного хозяйства Константин Осадчий.
По словам специалиста, в 2010 году, который стал одним из пиковых для Томской области по пожароопасной обстановке, общий ущерб, причинённый только объектам охоты, составил более трех миллиардов рублей — запредельная сумма для одного региона, где в тот год горел далеко не миллион гектаров.
«Есть еще другой вопрос, непонятно что больше наносит вред численности популяций: браконьеры или черные лесорубы, которые потом прибегают к поджогам леса. А зимой к этому погорелому лесу запросто с использованием, так сказать, китайских юаней, проложат зимники и с хорошей техникой на корню будут выкашивать погорелые деревья миллионами кубов. А выиграют эту землю на аукционе за копейки. С точки зрения пригодности — это прекрасная древесина», — считает наш собеседник.
По последним данным «Авиалесоохраны», в Красноярском крае горят около 60 тысяч гектаров, в Иркутской области — 113,5 тысячи.
Если Вам есть о чем рассказать, звоните нам в редакцию по телефону 522-099.