Портал Tomsk.ru встретился с главным разработчиком оператора ToSky, который запустил картонного Рогозина на высоту 17 километров на аэростате, и выяснил, чего на самом деле хотели добиться создатели аэростата.
Никите Чебану 20 лет. Совсем скоро парня заберут в армию. В его родном селе Мельниково, как и в большинстве сел Томской области, есть проблемы с интернетом. Никита хотел качественный доступ ко всемирной паутине и сконструировал базовую станцию. На нее он передавал оптоволоконный интернет от дома соседа, предварительно договорившись с ним об этом. Когда это обнаружилось, парню объяснили, что делать такие вещи незаконно. Талантливый мастер тем временем закончил 11 класс и поехал поступать в один из томских университетов. Примерно в это время Никита задумался о том, как же решить проблему с доступом в интернет для населенных пунктов наподобие Мельникова. Идеальный вариант для этого — стратостат. Зависая высоко в воздухе, он сможет покрыть радиосигналом огромную площадь, не требуя при этом больших затрат на обслуживание.
«Сейчас 80 % территории России не имеет доступа к интернету. Точнее, около 900 городов и сел. Моя мечта — сделать так, чтобы он с помощью стратостатов стал доступен по всей стране», — говорит Никита.
Эту мечту вместе со своими единомышленниками он стал воплощать с 2016 года. К недавнему запуску аэростата, который прошел второго июня, ребята готовились полгода. Разработчики поставили задачу сконструировать и апробировать конструкцию с минимальным грузом. Эксперимент прошел успешно, аппарат поднялся на высоту 17 километров.
В своей группе в социальной сети оператор ToSky перед стартом запустил голосование. Пользователям предстояло выбрать, чью фигуру отправить в верхние слои атмосферы вместе с оборудованием на испытания. Победил автомобиль Лада с Дмитрием Рогозиным.
«У нас претензий к «Роскосмосу» нет. Нашей главной задачей было напомнить широкой общественности, и в первую очередь ученым о стратостатах и их возможностях. Думаю, нам удалось это сделать», — объясняет Никита.
Такой бурной реакции со стороны СМИ, тем более от Илона Маска, он не ожидал.
— Вы хотели бы работать с Илоном Маском?
— А зачем? Он ведь занимается спутниками, у меня другой интерес. Я даже в Москву не хочу уезжать пока. Хотя потенциальные заказчики для нас в большинстве случаев базируются в столице.
Отрасли производства этих аппаратов, в отличие от Европы, в России просто нет. Их до сих пор небольшими партиями производило только Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики. Последний выпуск был в 2013, с тех пор производство перестали финансировать. Советская модель безнадежно устарела и проигрывает зарубежным разработкам в возможностях. В первую очередь для развития такой отрасли необходим спрос потенциальных клиентов на стратостаты. Эти аппараты нужны как минимум картографам и метеорологам, не говоря о сотовых операторах. Именно их использует в том числе Google для своих карт. Стратостаты дешевле и удобнее спутников. При желании их можно спустить на поверхность и отремонтировать или заменить оборудование на них. За рубежом их также используют для тестирования спутников перед запуском на орбиту.
С Никитой уже связался стартап из Испании. Они занимаются запуском стратостатов. Еще у парня появились партнеры в Москве. Пока томич поставил цель разработать такую конструкцию аппарата, которая могла бы беспрепятственно поднимать в стратосферу несколько сотен килограммов. После этого можно будет предлагать разработку потенциальным покупателям.
Если вам есть о чем рассказать, звоните нам в редакцию по телефону 522-099