Что такое школа? Место, где учат читать и писать? Сфера, требующая постоянных бюджетных вливаний без очевидной отдачи? Или все же возможность повлиять на то, каким наше общество будет через 5, 10, 20 лет? В последнее время частный бизнес все чаще выбирает последний вариант. Министр просвещения РФ Ольга Васильева поддерживает подобные инициативы: на Российском инвестиционном форуме она заявила, что только инвестиции в образование приносят эффект, которого ждет каждый человек, каждая семья и вся страна.
Конечно, инвестиции частного бизнеса в сферу образования пока не дотягивают ни до среднего уровня частных инвестиций в российскую экономику, в 2018 году составившего 59,7%, ни до мировых стандартов. Особенно актуально это с учетом данных о государственном финансировании образовательных учреждений: около 95% бюджета идет на выплату зарплат учителям и сотрудникам школ, и на оставшиеся 5% сложно реализовать сколько-нибудь значимые проекты.
Увеличив объем инвестиций в школы, бизнес может не получить моментального результата, однако в долгосрочной перспективе эти вложения оправданы. «Рывок можно сделать при помощи российских бизнесменов — вкладывать в развитие образования в регионах, и через 6–7 лет их инвестиции вернутся», — утверждает Ольга Васильева.
Прежде всего, усиление материальной базы школы, изменение образовательных программ в соответствии с нуждами региональной и национальной экономики, повышение квалификации учителей и внедрение новых методов обучения позволят сделать из будущих выпускников более качественных и профессиональных специалистов, чья квалификация наиболее востребована именно сейчас. Фактически, школа сможет ориентироваться на «профессии будущего» и адаптировать индивидуальный учебный процесс с учетом тех специальностей, которые будут актуальны через 5-10 лет.
Инвестиции в образование для частного бизнеса являются инвестициями в будущее развитие. «Частные инвестиции необходимы для создания в массовой школе современной образовательной среды, – считает президент группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников. – Эта среда должна быть цифровой и способствовать формированию у школьников навыков и компетенций завтрашнего дня. Так инвестиции будут способствовать улучшению качества человеческого капитала».
Кроме того, вкладывая финансовые и временные ресурсы в региональные школы, бизнес может предотвратить отток выпускников в большие города. Если школа станет культурно-спортивно-досуговым центром, точкой притяжения для жителей, это создаст дополнительные эмоциональные связи и уменьшит потребность в «культурной жизни», которая часто является одной из причин переезда в большой город.
Инвестиции нужны и для создания цифровой образовательной среды. Президент группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников уверен: очень важно научить детей работать с огромным потоком информации, характерным для современного общества. Но подобные проекты невозможны без дополнительных средств.
Идеальной формой инвестирования в образование Кожевников считает государственно-частные партнерства, в рамках которых государство размещает бизнесу заказы на разработку цифровых продуктов с отложенной оплатой. Другая модель финансирования, сервисная, предполагает, что инвестор самостоятельно разрабатывает цифровой продукт для системы образования, внедряет его в школы и осуществляет сервисную поддержку, получая оплату уже непосредственно от школы.
Поддерживая эти возможности инвестирования, президент совета директоров издательства «Просвещение» Владимир Узун рекомендует также рассмотреть закрытые инвестиционные фонды – эндаументы – для усиления частных инвестиций в систему образования. «Системного инструмента инвестирования, особенно в школьное и дополнительное образование детей, пока нет… Одним из таких механизмов мог бы стать закрытый паевый инвестиционный фонд (ЗПИФ) с управляющей компанией, аккумулирующей все лучшие практики, обеспечивающей комплексное управление всеми образовательными центрами и проектами. Таким образом, инвестировать в образование смогут не только крупные игроки, и рынок никем не будет монополизирован».