Мы продолжаем цикл материалов «Утро томича». На этот раз мы расскажем об уникальном томском явлении — двухэтажных деревянных домах. Их жители уже давно мечтают о расселении, но процесс идет очень медленно.
Жильцы домов в переулке Целинный получили свои квартиры в 50-х годах за работу на ЛПК. Тогда в домах в качестве отопления стояли печи, и совсем не было канализации. Они копали туалеты на улице, а мыться ходили в баню. За чистотой в доме и вокруг него следили очень прилежно. В ручье под окнами мальчишки ловили рыбу, а соседи жили одной семьей.
Изменения начались в 90-е. Как вспоминают жильцы дома в переулке Целинный, 28, «просто захотелось жить лучше». Люди нелегально «врезали» себе канализационные трубы и вывели их на улицу. После этого ручей превратился в скопище нечистот, рыба исчезла, а летом рядом с домом стоит зловонный запах.
Именно с этого «аромата» сейчас и начинается их утро. Воду после гигиенических процедур приходится сливать в ведро и выносить на улицу. Моются жильцы обычно у родственников.
Затем, выходя на улицу, они переступают порог подъезда, где сквозь доски почти всегда проступает вода.
Дальше люди попадают в небольшой и очень уютный двор. Напротив одного из подъездов стоит незатейливо украшенная беседка. Рядом с ней — расписной колодец из старых покрышек. На самом доме тоже много самодельных украшений, а на стене нарисован красочный и улыбчивый Микки Маус. Такой вот Диснейленд. Весной и осенью жильцы сами устраивают перед домом субботники, высаживают цветы.
Дальше житель переулка Целинный либо попадает на дорогу, либо идет выносить мусор. Если отправиться к мусорному баку, то увидишь многоэтажку «Радонежского» и мусорный бак. Вокруг него тоже расходится сильное зловоние: управляющая компания, по словам жильцов, не убирает мусор вокруг бака. Выходя на дорогу, он видит неухоженные, но все-таки деревья, а затем остов деревянного дома. Идти до остановки, аптеки или продуктовых супермаркетов считанные минуты. Школа и детский сад тоже в шаговой доступности. Поликлиника сравнительно недалеко. Словом, жалоб на инфраструктуру мы не услышали.
Те, кто хоть раз был в Черемошниках, не смогут не вспомнить про безопасность в этом микрорайоне.
«Да я не скажу, что здесь страшно ходить вечерами. Скорее, каждый занят своим делом: наркоман идет за дозой, алкоголик — за бутылкой. Что при этом происходит вокруг, особенно их не интересует. Ведь в каждом районе есть неблагополучный контингент. Просто я пугливый человек, если возвращаюсь поздно вечером, то обычно вызываю такси», — признается одна из жильцов Лариса.
При этом в доме № 28 практически нет асоциальных жильцов. В нем живут пенсионеры, семьи с детьми. Если во дворе появляется незнакомец, за ним пристально наблюдают, а чуть погодя и спрашивают, к кому же он пришел.
«Есть у нас неподалеку «пьяный дом». Вот в нем живут по большей части неблагополучные. А у нас соседи друг за друга горой. В соседнем доме с другой стороны жил парень, и вот однажды его начал «прессовать» один алкоголик из этого же дома. Так мы все вместе пошли разбираться с обидчиком. В беседке отмечаем все праздники и дни рождения. На новый год вначале собираемся у елки во дворе, а уже потом идем отмечать по своим квартирам. Если бы можно было получить новые квартиры по соседству, то переехали бы все вместе», — рассказывает Лариса.
Как и многие подобные дома, здание в переулке Целинный уже давно дышит на ладан. В подъезде постоянно пахнет сыростью, а на втором этаже иной раз приходится подставлять под крышу тазы во время дождя.
«Мы уже давно не можем добиться того, чтобы дом признали аварийным. В администрации Ленинского района нам говорят, что жилье находится в очереди на капремонт в далеком будущем, по этой причине аварийным его не признают», — говорит бывший жилец дома Дарья.
Как объясняют несколько жильцов, они начинали свои походы по инстанциям с районной администрацией. Поняв, что это слишком долгий и непонятный процесс, опускали руки. Несмотря на то, что соседи живут дружно, они еще ни разу не объединялись для того, чтобы признать дом аварийным.
Мы расспросили эксперта по проблемам ЖКХ Владимира Фурсина, как поступать в подобной ситуации.
«На сегодняшний день, если жильцы обратятся в суд и потребуют признать дом аварийным, то ничего не добьются. Нужно обратиться в областной департамент ЖКХ и Госжилнадзора и в прокуратуру. Уже эти структуры могут понудить власти провести обследование дома и при наличии признаков ветхости признать его аварийным. Лучше всего, если помимо их обследований на руках у жильцов еще будет заключение независимого эксперта. Возможно, такого человека можно найти в ТГАСУ», — отметил Фурсин.
О судьбе микрорайона «Черемошники» портал Tomsk.ru спросил также замгубернатора Томской области по строительству и инфраструктуре Евгения Паршуто.
По его словам, усиленная программа по расселению микрорайона Черемошники рассчитана на шесть лет. Однако губернатор Томской области Сергей Жвачкин дал поручение закончить ее за два года. Пока решение для этого не найдено.
«Расселение позволит сделать на территории Черемошников примерно такой же микрорайон, как «Радонежский», то есть , 17 тысяч жителей и 500 тысяч квадратных метров. Словом, вопрос с расселением для нас актуален и мы сделаем все, чтобы найти инвестиции на постройку новых домов на этом месте: либо ими станут средства строителей, либо частного бизнеса», — отметил вице-губернатор.
Если Вам есть, о чем рассказать, звоните нам в редакцию по телефону 522-099.