Дворянский заемный банк для предоставления ссуд представителям дворянского сословия был учрежден 265 лет назад, 13 мая 1754 года. Спустя 32 года он был переименован в Государственный заемный банк.
Первоначально банк предоставлял ссуды размером до 10 тысяч под 6 %. Начальный капитал банка составлял 750 тысяч рублей. Во время правления Екатерины II капитал был увеличен до 6 миллионов рублей. Кроме кредита допускался и личный кредит за поручительством «знатных, зажиточных и надежных людей». Отсрочки ссуд не должны были превышать более трех лет, после чего не выкупленное имение подлежало продаже с торгов.
Деятельность первых кредитных учреждений, в основном, была малоуспешна. Они не оправдывали ожиданий российского правительства. Казенные капиталы, выданные банком для оборота, были розданы в сравнительно немногие руки, в которых деньги и продолжали оставаться. Помещики не только не возвращали в срок ссуд, но большей частью не платили и процентов.
Начиная с 1770 года банк начал принимать вклады с выплатой до 5 % годовых. А с 1766 года заемный банк стал выдавать ссуду и крестьянам в размере 20 рублей на душу под шесть процентов годовых.
В целом же начало развития банковского дела в России можно отнести к первой половине XVIII века. Первые попытки упорядочить и организовать кредитные учреждения исходили от императорской власти, которая и явилась покровителем развития финансового дела в России.
В царствование Анны Иоанновны, когда уже существовала большая потребность в кредитах, в России была создана «Монетная контора», которая выдавала ссуды под обеспечение золота и серебра с «взысканием» восьми процентов.
За два с половиной века развития банковские услуги в России изменились кардинально, и скорость этих перемен увеличивается теперь с каждым годом. Об этом порталу Tomsk.ru рассказала заместитель директора по розничному бизнесу РЦ Сибирский Райффайзенбанка Эльвира Емец.
«Совсем недавно сложно было представить, что кредит можно получить без посещения банка, что пластиковые карты будут заменять смартфоны, что счет для бизнеса можно открыть даже в городе, где нет физических отделений банка — все документы привезут курьеры. Буквально пятилетие назад предприниматели вынуждены были посещать офис банка каждый день, чтобы сдать выручку или передать бумажные платежки. Сегодня таких категорий клиентов, кто посещал бы отделение каждый день, не осталось вообще. При этом, как физические лица, так и юридические стали пользоваться услугами банков чаще. Но большинство операции проводятся теперь с помощью мобильного приложения и онлайн-банка», — отметила специалист.
Сектор финансовых услуг сегодня является одним из лидеров развития цифровых услуг, хотя не всегда это очевидно для окружающих.
«Банки уже можно с уверенностью назвать ИТ-компаниями. И чем больше технологичных услуг появляется, тем незаметнее становится функция банков. Мы каждый день оплачиваем покупки в магазинах, приложив телефон к терминалу, и не задумываемся, что пользуемся дебетовой картой. Люди открывают мобильное приложение банков, чтобы оплатить телефон, коммунальные услуги или перевести деньги ежедневно, не фиксируя, что сейчас воспользовались услугой «перевод» или «оплата счета». Для нас — это просто управление личными деньгами с помощью смартфона», — рассказала нам эксперт.
Для иллюстрации можно обратиться к цифрам и конкретным примерам.
«В 2018 году 800 тысяч пользователей «Райффайзен-Онлайн» совершили почти 2,6 миллиона операций в месяц, что на 109% больше, чем год назад. Самые востребованные услуги — переводы физических лиц. Это более 45% от общего количества операций в дистанционных каналах. На втором месте — оплата услуг. Более 50% наших розничных клиентов пользуются «Райффайзен-Онлайн» каждый месяц, а каждый пятый клиент заходит туда ежедневно. На данный момент классическая банковская сеть по-прежнему лидирует в объемах продаж, но цифровая начинает здорово конкурировать», — такие цифры привела Эльвира Емец.
Если вам есть о чем рассказать, звоните нам в редакцию по телефону 522-099
Светлана Нифонтова