Четвертый месяц продолжаются мытарства томских семей, кто ищет правды и компенсации за несостоявшийся отпуск на пляжах Хайнаня. Сейчас заложники ситуации заканчивают судебные тяжбы, далее процессом взысканий с недобросовестного туроператора займутся судебные приставы.
Напомню, что всеобщая эйфория от дешевых туров, которые томичи разбирали как «горячие пирожки» в сентябре-ноябре, сменилась разочарованием и паникой, когда вылеты в Китай начали отменяться из Томска и других городов Сибири. Пострадали те, кто заранее спланировал отдых в новогодние праздники.
Так произошло и с семьей Котовых (прим.ред. — фамилии фигурантов данного судебного процесса изменены), об этом нам рассказала клиент одной из томских турфирм.
«Тур купили в декабре. Были уже хорошие отзывы. Был шикарный отель, тур в который мы купили. Вылет был намечен на седьмое января. Тур был на неделю, на четверых человек. Ближе к Новому году мы понимаем, что уже никуда не летим, потому что за день до объявления банкротства «Жемчужной реки» из Томска уже никто не отправился в Китай.
Мы запаниковали, начали писать и звонить своему туроператору. Она нас пыталась успокоить, утверждая, что все полетят, но, возможно, из Кемерова. В канун Нового года нам приходит письмо, что вылет может быть перенесен на другие даты. Затем в январе туроператор прислала скрин сообщения от «Жемчужной реки», что официально все рейсы отменены. Порядок действий был предложен нам такой: подавать заявление в страховую, пока туроператор не объявил себя банкротом. Закончились праздники, мы пошли, собрали стопку бумаг. За работу нотариуса мы заплатили 1000 рублей. Документы отправились в Москву. Нам выплатили 997 рублей компенсации от страховой на четверых участников тура. Почему такая маленькая сумма? Они объяснили это тем, что общую страховую сумму, например, два миллиона рублей, делят на всех, независимо от стоимости путевки.
Мы получили страховые, пошли в суд, подали иск на компанию, продавшую нам тур. Так как название туроператора «Жемчужная река» нигде в документах у нас не указано. С уплаченной за путевку суммы компания забрала свои агентские, 10% от 80000 рублей. Поэтому в документах как причиненный ущерб стала фигурировать сумма в 72000 рублей. Турфирма посчитала, что она свою работу на 8000 рублей выполнила.
На суде юрист турфирмы защищалась такими аргументами: я сама пришла и попросила у них самый дешевый тур. Поэтому и пострадала. Суд оказался не на моей стороне. Нам присудили компенсацию — чуть более 2,5 тысячи рублей (прим. — в распоряжение редакции имеются соответствующие документы). При этом в суде мне пришлось доказывать, что я зимой никуда больше не летала.
Кстати, заявленный отель должен был быть новым, пятизвездочным, но вернувшиеся туристы сообщили, что это котлован со старым зданием на территории. Там отдыхала с ребенком моя знакомая, она и рассказала об увиденном.
Еще один нюанс. И совет всем туристам на будущее. Мы заплатили за тур наличные деньги. Нам выдали чек. Но куда пошли эти средства — сложно теперь сказать. Очень много разных юрлиц в эту цепочку впутано. А вот те, кто платили с карты, брали потом справку с реквизитами, куда ушли деньги. Мы жалеем, что выбрали такой, менее безопасный, способ расчета», — рассказала редакции портала Tomsk.ru глава пострадавшего семейства.
Ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора по Томской области Ольга Райкевич прокомментировала нюансы рассмотрения подобных дел, а также рассказала, как участвует ведомство в решении споров с «Жемчужной рекой».
«Первая волна была в декабре, когда у людей сорвались туры на новогодние каникулы, сейчас идут обращения от тех, кто покупал тур за полгода, планируя отпуск на март. В работе у специалистов Роспотребнадзора на данный момент пять — шесть исков. Работа с такими обращениями затягивается из-за процессуальных моментов. Мы на протяжении всего этого времени помогали составить исковые заявления в суд пенсионерам, семьям с детьми и малоимущим», — рассказала порталу Tomsk.ru специалист.
Также эксперт пояснила, почему турагентства в данной ситуации, когда вылет туристов не состоялся, считают свою миссию выполненной.
«Если турагентство выполнило свои обязанности (собрала и подготовила пакет документов, помогло выбрать тур, перечислила деньги туроператору), то свою комиссию оно забирает», — рассказала Ольга Райкевич.
А в ситуации, когда отдых был испорчен не полным исполнением заявленных обязательств в договоре, клиент турфирмы должен помнить еще одно правило.
«Если турист жалуется на ухудшение условий, по сравнению с зафиксированными в договоре, он должен предоставить не только фото и видео подтверждение, а документальное обоснование. Лучше, если это будет справка, заверенная на ресепшене отеля, где указано, что заселен турист был в иной отель», —предупреждает всех потенциальных туристов эксперт.
Тем временем, некоммерческое партнерство Томских организаций по развитию туризма в Томской области так прокомментировало нам сложившуюся в конце прошлого года ситуацию с туроператором «Жемчужная река».
«Из истории банкротств крупных туроператоров: никто и никогда не получал возврат полной стоимости турпродукта. К сожалению, в нашем законодательстве не прописан полный механизм возврата. И когда происходит очередное банкротство, мы начинаем вновь и вновь возвращаться к этому вопросу. И чем крупнее оператор, тем больше людей страдает от невыплат. Так произошло и с «Жемчужной рекой».
Очень долго они «заходили» на рынок, первая попытка была неудачна. И тогда были первые пострадавшие. Но когда все же началась программа, им было предложено компенсировать это поездкой, были и некоторые возвраты. Это был «первый звоночек» и вопрос: «А на долго ли этот оператор пришел на рынок?». Слишком уж привлекательные были цены. Отсюда и возник вывод — ненадолго», — сообщили нам специалисты.
Ранее мы сообщали о порядке действий туристов при решении вопросов, связанных с банкротством «Жемчужной реки».
Редакция продолжает следить за развитием ситуации с пострадавшими от действий туроператора томичами.
Если вам есть о чем рассказать, звоните нам в редакцию по телефону 522-099
Светлана Нифонтова