Источник фото: vk.com/nastavnik_film
Истории

Свет, камера, мотор: интервью с томским режиссером Василием Золотовым

13:35 / 04.04.19
2969

Интервью с молодым томским режиссером

Мы в социальных сетях:

Еще совсем недавно томич Василий Золотов занимался созданием и развитием мобильного приложения и одноименного паблика «Молодежный Томск», а уже сегодня он человек, который снимает кино и не стесняется звонить Константину Хабенскому. В разговоре с Tomsk.ru Золотов рассказал о том, насколько сложно снимать кино в Томске, почему важен типаж в выборе актеров и какое кино нужно ЮНЕСКО.

От мобильного приложения к кинематографу

Еще во время работы с «Молодежным Томском» мы снимали какие-то видео. Я познакомился с несколькими ребятами: один оператор, другой — монтажер. Начали снимать какие-то отчетные ролики с вечеринок, концертов, но не до конца понимали, куда с этим двигаться дальше. Желание снимать кино, как оказалось, у меня было всегда, но не очень осознанное. Первый звоночек был в 2014 году, когда я вел паблик посвященный саморазвитию, и для его продвижения я решил снять ролик. Долго думал над форматом и остановился на видеоклипе, который призывал вступить в этот проект и побуждал развиваться.

Тогда мне очень понравилась сама организация съемочного процесса, так я и познакомился со съемкой видео. В «Молодежным Томске» всегда хотелось сделать нечто массовое, чтобы оно выходило за рамки одного города. Я начал вынашивать идею короткометражного фильма. Но денег не было, и мне нужен был партнер, который помогал бы с финансовыми вопросами. Так я познакомился с директором благотворительного фонда «Меркурия» Станиславом Совой. Мы с ним встретились, он рассказал о своих проектах, и одним из них был «Наставник». Настоящий проект, когда детей из детского дома берут на попечение взрослые состоявшиеся люди, которые, по сути, становятся друзьями детям. Меня этот проект вдохновил, я предложил ему снять короткий метр, который можно отправить на фестиваль, и выйти на федеральный или даже зарубежный уровень. Родилась идея фильма. Я решил, что главным героем будет парень из детдома, попавший туда после смерти родителей. Мне интересно было посмотреть, как такой замкнутый человек, чья жизнь, буквально, сломалась, может взаимодействовать с другими людьми. Станиславу эта тема понравилась, и я стал писать сценарий.

 

Учиться и снимать

Рано или поздно настал самый сложный период. Днем мне приходилось работать над проектом, а ночью учиться. Было трудно, но опыт я получил колоссальный, опыт, который дал задел развитию кинокомпании. Я писал сценарий, параллельно общаясь с психологами, привносил в сценарий практические знания других людей. По факту, мой сценарий — это конструктор. Я собрал его воедино из разных элементов и связал в полноценную историю с началом, серединой и концом.

При этом многие аспекты мне пришлось изучать с нуля: от теории цвета, звука, света, композиции кадра до игры актеров и руководства процессом. Когда я начал писать сценарий, то понимал, что существуют законы драматургии. Читал «Поэтику» Аристотеля даже. И сразу же пытался применить все знания на практике.

Основные знания я получал из видео на YouTube. Абсолютно разные, но все на кинотематику. Собирал информацию по крупицам. Вел конспекты, находил уроки по разным темам: теория цвета, звука, композиции.

До этого я не умел самостоятельно анализировать чужие фильмы, это умение пришло после «Наставника». Стало ясно, что у нас в итоге получалось, а что нет, научился смотреть фильмы мастеров и понимать, как они это делают. В частности, очень много фильмов Дени Вильнева. Мне нравится, как он работает с актерами, как он строит кадр, как сильно затягивает в свою историю.

Свет, камера, мотор: интервью с томским режиссером Василием Золотовым

Звоните Хабенскому

Я сразу понимал, что в роли наставника мальчика должен быть профессиональный актер, с которым хотелось выложиться по максимуму. Даже была одна интересная мысль. У Константина Хабенского есть свой благотворительный фонд, и я хотел предложить ему принять участие в нашем коротком метре. А вдруг бы согласился? Начал искать контакты, нашел номер его фонда, позвонил и сказал: «Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Константина». Но в итоге с ним связаться не удалось, только с компанией, которая занимается продвижением артистов, они мне назвали ценник за Хабенского, и я понял, что без прямого выхода на него у нас ничего не получится. Слишком сумасшедшие суммы. В итоге от этой мысли отказались, потому что если бы приехал актер его уровня работать со мной, с человеком без опыта, неизвестно что бы вообще получилось и получилось ли.

Стали искать актеров в наших театрах. Несколько людей посоветовали мне Владислава Хрусталева, актера Театра Драмы. Очень органичный актер, сильно помогал в работе над фильмом. С главным же актером не все так просто, нас ждала целая эпопея. Как выяснилось, подростков такого возраста с хорошими актерскими данными в Томске практически нет. В итоге мне посоветовали одного парня, который отучился в театральной студии. Пришли на репетицию, попробовали с ним несколько дней, и я осознал, что типаж играет не последнюю роль. У него были хорошие актерские данные, но его типаж никак не подходил: внешний вид, подача, манера общения — все не то. А нам уже снимать через несколько дней. Я понимаю, что если не произведу экстренную замену актера, то подведу не только проект, но и всю свою команду.

Я стал искать еще людей. У меня даже была мысль взять настоящего парня из детского дома на главную роль, но у них нет актерской базы, в связи с чем много зажимов, не могут дать диапазон эмоций, который нам нужен.

Передвинуть съемки по датам мы тоже не могли. Кто-то уезжал, в брони была техника, около 50 человек ждали начала съемок. И вот в отчаянии, просматривая ночью какие-то видео с театральных студий, я наткнулся на нашего будущего главного героя. Мы только с ним встретились и с первых минут поняли, что это то, что нам нужно.

Свет, камера, мотор: интервью с томским режиссером Василием Золотовым

Долгий монтажный путь

Снимать в Томске — не самое простое занятие, наша киноиндустрия только-только формируется. Съемочный процесс растянулся на пару недель. Я планировал структуру того, что и когда снимаем, но без проблем не обходилось: то нужно подать запрос в ГИБДД для их участия в фильме, то нужно было найти бесхозную стену для граффити, которая оказалась не бесхозной, и мы долго спорили с охраной.

После этого все ушло на монтаж, включая звук, написание саундтрека. Позже был первый закрытый показ, где я понял, что всегда перед финальным релизом необходимо проводить показ на большом экране. Когда ты смотришь на него, то лучше понимаешь, где история может неправильно работать, где упущены какие-то нюансы. Это нам помогло дальше доделывать монтаж. Однако заняло это очень много времени, все было смонтировано только в феврале этого года, а снимать мы начали в марте прошлого. Мне даже волевым усилием пришлось прекратить доводить все до ума, потому что нет предела совершенству. Нужно было в какой-то момент отпустить работу и двигаться дальше.

Но главная сложность была со звуком. Мы сделали много ошибок в процессе съемок: лишние шумы, браки по звуку, какие-то моменты пришлось переозвучивать. Потом у нас менялись звукорежиссеры, пока не появился Николай Куценко из Новосибирска, который смог помочь нам практически собрать заново весь звук и извлечь максимум пользы из критичной ситуации. Я знал до съемок, что звуку надо уделять особое внимание, ведь если плохую картинку зритель может простить, то плохой звук вряд ли.

Всю технику мы, кстати, брали в аренду. Часть людей, технических специалистов, получили даже минимальные зарплаты за работу. В самом начале еще я общался с директором «Меркурии» Станиславом, посчитал смету и честно сказал, сколько денег нам нужно. Смета состояла из 2 этапов: создание и продвижение. В нее я и заложил оплату монтажера, оператора, звукорежиссера и гонорар Владиславу Хрусталеву, единственному актеру. Потому что его помощь была слишком большой.

Свет, камера, мотор: интервью с томским режиссером Василием Золотовым

Фестивали, надежды, ЮНЕСКО

Фильм пытаемся продвигать на различные фестивали, в том числе и за пределами России. Очень бы хотелось получить какие-то награды, ведь это значит, что мы сделали хороший и качественный продукт, который нравится людям. И, разумеется, я верю, что наш проект может увидеть кто-то из российских режиссеров или продюсеров. Для этого я сейчас разрабатываю идеи следующих фильмов, чтобы, в случае чего, можно было уже брать и работать. Если предложат снять полный метр по «Наставнику», то я возьмусь за работу режиссера.

В этом марте я съездил в ВДЦ «Орленок», на смену, где работала организация «Лидер Фильм», площадка, на которой могут реализовываться режиссеры и творческие люди. Их задача — обучение детей медиаобразованию. Они работали на этой смене и пригласили меня. Мне выпала честь сделать короткометражный социальный фильм с детьми-дипломатами на тему экологии для ЮНЕСКО. То есть этот фильм уйдет в ЮНЕСКО и будет участвовать в каких-то фестивалях. Я выложился там на все сто. Фильм «Чистота начинается с тебя» уже можно посмотреть. Руководителям организации понравился мой подход к работе, и они позвали меня снова уже в июне. Туда уже приедут известные режиссеры, продюсеры, актеры, чтобы снять более серьезный короткий метр.

Это я к тому, что старание не остается незамеченным. В плане же моих амбиций — снять большое кино, выйти в высшую лигу и создавать серьезные проекты, несущие какой-то смысл. Я считаю, что у нас у всех есть огромный творческий потенциал, который нужно всегда поддерживать. Сейчас я пишу сценарий полного метра и надеюсь, что «Наставник», побывав на фестивалях и заняв какие-то места, будет замечен продюсерами. Если нет, то буду работать сам. Ведь делать нужно. А если никто не заинтересуется? Что ж, будем искать финансирование самостоятельно. Потому что не делать нельзя. Есть какие-то вещи, которые должны реализоваться и увидеть свет, какие бы трудности этому не мешали.

Свет, камера, мотор: интервью с томским режиссером Василием Золотовым