Кинопрокат Томска — это та тема, о которой редакция портала Tomsk.ru еще не рассуждала, но любому терпению приходит конец, и теперь нам есть что сказать. Каждую неделю мы будем рассказывать вам о тех премьерах, которые вызывают большой интерес как у зрителей, так и у кинообозревателей. И помимо афишы вы получите более развернутое мнение, которое поможет решить — идти в кино или нет.
Дисклеймер: то, что вы прочтете далее исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — вопрос каждого.
Новый фильм Джордана Пила «Мы» нельзя разбирать вне контекста от его первой работы — картины «Прочь», которая произвела самый настоящий фурор в жанре хоррор, создав совершенно новое направление, в котором афроамериканцам отведена центральная роль, а их клишированное поведение в фильмах ужасов свелось к минимуму. «Прочь» — это оригинальное и новаторское кино с невероятно креативной центральной идеей, которое пытается напугать вас не скримерами, как то делают 90% выходящих сегодня фильмов ужасов, но атмосферой и, что самое важное, нарастающим напряжением. Так же огромное значение имел социальный вопрос афроамериканцев, удачно поднятый и показанный в фильме.
Что же до «Мы»? Огромного социального посыла не ждите. В центре картины находится девушка по имени Аделаида (Лупита Нионго) и ее полностью афроамериканская семья. Они приезжают на отдых к морю, но он сразу же не задается, так как ночью на семью нападает другая семья — их полные двойники в красных комбинезонах с ножницами наперевес. И целью их является похищение жизни, в прямом и переносных смыслах. Поэтому Аделаиде с семьей придется вступить в бой буквально с самими собой, но это только верхушка айсберга.
Не страшно, но неуютно
«Мы» — это очень дискомфортный фильм, как нам и обещал автор, но кроме дискомфорта зритель мало чего получает. По-настоящему страшных моментов в фильме не так уж и много, и все они связаны с жутким двойником Аделаиды, голос которой звучит так, будто она совсем недавно научилась говорить.
Звук — это вообще отдельный персонаж фильма, именно благодаря ему и растет напряжение. В первую очередь это заслуга композитора Майкла Эбельса, который очень ловко смешивает нервную скрипку, церковный хор и даже звук гвоздей по стеклу. То, во что он превращает простую семейную прогулку по пляжу — заставляет каждый раз оглядываться в самом кинозале, ожидая чего-то неприятного и обязательно опасного.
Основной же акцент страха идет на неожиданности ситуаций, смертей и растущем сюрреализме происходящего. Однако с течением времени очень заметным становится камерность всего действия при всем заявленном масштабе. И если у фильма «Судная ночь» получилось показать величину ужаса, что охватил США, не показывая ничего, то у «Мы» этого не вышло.
Глубокая философия или непродуманный креатив?
Если вы ждали от фильма с двойниками каких-то психологических игр и постепенного схождения с ума главных героев, как оно уже было в «Враге» с Джилленхолом или «Двойнике» с Айзенбергом, то забудьте. В этом фильме все намного проще и очевидней. Есть двойник — он угроза, его нужно устранить. Этим герои и занимаются, причем без какого-либо страха или ужаса, просматривая новостные сводки в гостиной у уже погибших друзей в непосредственной близости с их телами.
И в этом кроется одна из проблем этого фильма: герои очень быстро перестают бояться и начинают вести себя как охотники за двойниками. Даже дети главных героев относятся к этому как к своеобразной игре, в которой, к тому же, есть счет. Возможно, этим самым режиссер хотел добавить комичности в свою ленту. В «Прочь» это было уместно, так как для этого был выделен отдельный персонаж, в «Мы» это смотрится слегка наиграно и искусственно.
Толерантность повсюду
Не обошлось и без современных толерантных трендов. Чернокожая семья в «Мы» — это не сценарное решение, как было в «Прочь», а простая прихоть режиссера, ведь если поменять всех героев на представителей других рас, то не поменяется ровным счетом ничего. Белых персонажей тоже нельзя назвать примером для подражания: алчные, завистливые жертвы капитализма.
Также огромный акцент делается именно на сильном женском персонаже — Аделаиде, на фоне которой ее муж Гейб (Уинстон Дьюк) выглядит как бесхарактерный тюфяк, неспособный принять ни одного решения. Это буквально прямым текстом произносит Аделаида, чем невероятно радует феминистически настроенных зрителей. Однако в глаза это особенно не бросается, и на том спасибо.
Итоги
Кому же идти на этот фильм и идти ли вообще? Идти однозначно стоит всем, а любителям фильмов ужасов в первую очередь. Несмотря на все спорные решения и однозначно более слабый сценарий, чем в «Прочь», «Мы» все еще является очень креативным и изобретательным хоррором, который действует по совершенно иным законам, нежели другие представители жанра. Если вам надоело смотреть на «Астралы» и прочие «Проклятия монахини», где вас пугают одними и теми же инструментами, то уже с 28 марта «Мы» ждет вас в кинотеатрах города Томска.