Международный День таксиста отмечается 22 марта. Именно в этот день в 1907 году в Англии появилось первое такси — кэб со специальным таксометром, который перевозил пассажиров. В России же первое такси выехало на улицы лишь в 1925 году, а регулярные перевозки начались с 25 июня, поэтому таксисты в России вполне имеют право отмечать свой профессиональный праздник два раза в год.
Константин Чеханацкий работает в такси около 3 лет. Он рассказал спецкору Tomsk.ru о том, почему пассажиры не любят здороваться с водителями, как на самом деле правильно перевозить детей и животных, в чем все-таки разница между «экономом» и «комфорт» классами, кто чаще всех разъезжает в такси и каково сейчас работать легальным таксистом.
— Константин, какие нужны документы, чтобы сегодня легально работать в такси?
— Сейчас каждый легальный таксист должен открывать ИП, если работаешь на своей машине, обязательно нужна страховка для такси, лицензия на перевозки, которая выдается на автомобиль. Раз в сутки, перед выходом на рейс каждый таксист обязан пройти медосмотр, врачи проверяют давление, алкогольное и наркотическое опьянение. Любой легальный таксист обязан ехать с путевым листом, в котором стоит отметка врача о прохождении медсмотра.
— Сколько времени нужно, чтобы выучить город?
— Я работают в такси около трех лет, Томск выучил за две недели. Теперь я знаю, как можно подъехать к дому заказчика, объехать пробки и потратить на дорогу намного меньше времени. При этом я всегда предупреждаю клиента о пробках и предлагаю варианты объезда. Чаще всего они соглашаются, иногда настаивают на первоначальном маршруте. Непонятно, нравится ли им стоять в пробке или они не хотят потратить лишние 10-15 рублей, чтобы быстрее прибыть на место.
— Когда чаще всего томичи заказывают такси?
— Заказы есть в любое время суток. Утром больше всего заказов с 06:00 до 11:00, люди едут на работу, на учебу, в аэропорт. Вечером где-то с 17:00 до 23:00. Чаще всего услугами такси пользуются студенты, в связи с поднятием тарифов на общественный транспорт, молодежи выгоднее вчетвером уехать в университет на такси, чем на автобусе, также это более комфортно, чем поездка в общественном транспорте. Также на такси часто ездят томичи, имеющие хороший доход. Они готовы платить больше, чтобы ехать в чистой и комфортной машине.
— Зависит ли марка и состояние автомобиля от стоимости поездки?
— На каждую машину определенный агрегатор ставит тариф. Например «Лада Гранта» подходит только под «эконом» класс, это российский автопром. Все зависит от года выпуска машины и качества автомобиля. Чем лучше автомобиль, тем будет стоить дороже поездка для пассажиров.
— Чем отличаются легальные таксисты от так называемых «бомбил»?
— Легальные таксисты платят налоги, для «бомбил» предусмотрены штрафы, в случае, если в ходе «Контрольной закупки» будет выявлен случай нелегальной перевозки.
— А в чем преимущества работы именно таксистом?
— Мы не привязаны к рабочему месту, можем работать в удобное для себя время, самостоятельно строить свой график, и более свободны, чем офисные сотрудники. Можешь работать, можешь и не работать, главное — выполнить финансовый план, а там уже можно выбирать по своему усмотрению, продолжать поездки или устроить себе выходной.
— В чем особенности перевозки детей и животных?
— Детей нужно перевозить при помощи специальных удерживающих устройств, соответствующих возрасту ребенка. Для детей от рождения до года предусмотрена автолюлька, для ребятишек постарше — автокресло, а те, которые не помещаются в него — бустер. За перевозку животных клиенты платят дополнительно. Если маленькая собачка или котенок едут в переноске и никому не мешают, то за него можно и не доплачивать, а если животное крупное, то за него придется доплатить в 100 % размере от поездки. Если питомец испортил салон, то возмещение ложится на клиента. Это же относится и к тем людям, которые, находясь в состоянии опьянения, не успели выйти из автомобиля — на них ложатся траты, необходимые на химчистку салона.
— А часто встречаются неадекватные клиенты?
— Такие люди встречаются довольно часто, некоторые не хотят оплачивать поездку, пьяные пассажиры могут начать грубить водителю, драться. Неадекватность зависит не от пола человека, а от того, сколько он выпил алкоголя или от его нервного состояния. Бывают в принципе неадекватные люди, таких примерно 15-20 %, 40-50 % — это пьяные пассажиры. Некоторые просто невоспитанные люди, у других может быть просто плохое настроение. Также клиенты не любят здороваться с таксистами. Например, недавно случай был, девушка села в машину, не поздоровалась. Человек садиться ко мне в автомобиль, и по этикету, должен первый поздороваться. Она садиться, мы поехали, девушка постучала по креслу и возмущенно «А вы что со мной не здороваетесь вообще?». Я ей пояснил, что по всем правилам, она должна была это сделать первой, на что получил ответ: «Я вам вообще ничего не должна». И такое бывает. Я стараюсь таких людей не воспринимать близко к сердцу.
— В случае опасности другие водители могут выручить, есть какой-то специальный сигнал?
— Все таксисты очень дружные между собой, практически у каждого есть приложение в телефоне. На линии один водитель никогда не будет. И в случае конфликта с клиентом, стоит сказать в рацию «555» и назвать адрес, другие таксисты сразу же приедут на помощь. Я могу отменить вызов или приехать на место вместе с клиентами. У каждого человека есть семья, и все хотят вернуться домой. Сегодня я выручу, а завтра помощь может понадобиться мне. Все понимают, что работа таксиста очень опасна, даже инкассаторы говорят, что у нас больше опасности, чем у них. Также выручаем коллег в случае поломки, иногда нужно отбуксировать автомобиль или привезти необходимую запчасть.
— Что чаще всего ломается в такси?
— Я работаю на достаточно новом автомобиле, и у нас в парке есть своя ремонтная база, которая следит за состоянием каждого автомобиля. И если у меня в авто что-то застучало или зашуршало, то я отвожу машину в парк, где ее проверят специалисты и, при необходимости, починят неисправность.
— Часто ли инспекторы ГИБДД останавливают такси?
— Инспекторы ДПС останавливают всех подряд, вне зависимости, это автомобиль такси или личный транспорт. Они знают наши автомобили, а также знают, что в нашем такси все в порядке, как с автомобилями, так и с водителями — есть медосвидетельствование и путевые листы.
— А как относятся родственники и друзья к вашей работе, не пытаются прокатиться бесплатно?
— Родственникам в любом случае не откажешь, а мама — это святое, ее всегда возим, брат тоже работает в такси. Друзьям я сразу сказал, во вненерабочее время — без проблем, помогу. А в рабочее — либо заказывайте такси, а если не хотите платить другому человеку — можете отдать эти деньги мне, и я вас отвезу. Здесь должен быть чисто деловой подход.
— Часто ли пассажиры забывают вещи в автомобиле?
— Да, люди порой забывают в такси телефоны, шапки, перчатки и прочие мелочи. Но после поездки я не могу связаться с пассажиром и сообщить ему о потерянной вещи, у нас нет номера телефона человека. Поэтому я отвожу все вещи в офис и оставляю менеджерам, где они уже отдадут потерянное.
— А делали ли вам пассажирки непристойные предложения? И как действовать в таких случаях?
— Бывает и такое. Так как я человек женатый, говорю, «девушки, у меня есть жена», на этом все попытки и прекращаются. Если человек не понимает, то можно досрочно завершить поездку и высадить пассажира.
— А о чем люди пытаются поговорить во время поездки?
— Люди готовы общаться обо всем, но я считаю, что это конфиденциальна информация, и она должна оставаться между водителем такси и клиентом.
Ранее портал Tomsk.ru сообщал, что работать легальным таксистом не выгодно. Такое заявление в декабре сделал председатель комитета по лицензированию Томской области Александр Деев.
Екатерина Горникова