12 марта отмечается профессиональный праздник работников российской уголовно-исполнительной системы. 12 марта 1879 года император Александр II издал Указ о создании тюремного департамента, положивший начало организации единой государственной системы исполнения наказаний. В те времена особо суровые меры применялись к ворам — каждый мог убить вора, застав на месте преступления.
В отличие от тех суровых времен сейчас в России смертная казнь отменена, а человек, совершивший преступление, может считаться вором, убийцей или насильником только после приговора суда. Суд назначает наказание, соответствующее тяжести преступления и регламентированное Уголовным кодексом Российской Федерации.
В составе томской уголовно-исполнительной системы два следственных изолятора, лечебно-исправительное учреждение № 1, три исправительные колонии, одна воспитательная и уголовно-исполнительная инспекция. В томских колониях содержится около пяти тысяч осужденных. Основные задачи сотрудников УФСИН — оградить законопослушных граждан от преступных посягательств, и вернуть оступившихся, нарушивших закон людей в общество.
О том, чем занимаются осужденные в томских колониях, что производят «за решеткой», и как зарабатывают деньги законным путем, корреспондентам городского портала Tomsk.ru рассказал главный инженер УФСИН России по Томской области Виталий Пичугин.
— Основная деятельность, которой занимаются осужденные — металлообработка, деревообработка, швейное и обувное, полимерное производство, выпуск муки, комбикорма, круп (перловая, пшеничная и гороховая). С 2018 года стали производить продукты питания — вторые блюда, супы, куры-гриль, мясо, шпик, колбасу, сало. Изначально многие скептически к этому относились, однако на выставках-ярмарках, которые регулярно проводятся, эта продукция раскупается в первую очередь. Например, 19 января, на Белом озере была организована точка продажи продукции, произведенной в томских колониях, где также были представлены продукты питания: сало, шпик, колбаса, шашлыки. Мы принимали участие на «Празднике топора», выставляли продукцию на Фрунзенском рынке, устраиваем ярмарки на территориях, прилегающих к колониям.
— Кто проверяет качество такой продукции? Есть ли у осужденных санитарные книжки, и проходят ли они медицинский контроль?
—Все осужденные, допущенные к изготовлению продуктов питания, получают санитарные книжки, ежедневно проходят медицинский осмотр. У нас есть своя медико-санитарная часть, которая следит за этим. Вся изготавливаемая продукция соответствует требованиям ГОСТ, ТУ, СТО, ТРТС и имеет сертификаты качества и декларации соответствия. Что касается продуктов питания, то все они из натурального сырья, без добавления «химии», все добавки исключительно натурального происхождения. Свиней выращиваем сами на территории колонии, корм для них также производят осужденные.
— Куда идет продукция, изготовленная в стенах колоний?
— Основная часть продукции предназначена для внутрисистемного потребления и составляет 70 % от общего объема выпускаемой продукции. Например, полностью обеспечиваем себя мукой, и осужденные едят хлеб, выпеченный своими руками в колонии. Крупы также идут на нужды колоний, мясные продукты изготавливаются для реализации через ведомственные магазины, которые есть при каждой колонии. Для нужд уголовно-исполнительной системы производят мясо свинины, выращивают картофель, свеклу, морковь, капусту, делают и упаковывают фруктовые соки, индивидуальные рационы питания, шьют форменное обмундирование, постельные принадлежности, спецодежду для осужденных. По договорам для городских организаций шьется текстиль, делается мебель, акриловые ванны, урны, кованые заборы, бетонные блоки для строительства, кабельные барабаны, щетки для уборочной техники, пиломатериал и многого другое. Также в колониях занимаются ремонтом автомобилей, переработкой полимерного сырья, выращиванием животных, изготовлением сувениров. На производстве различной продукции задействовано более 400 осужденных. Всего выпускается более 200 наименований различной продукции.
— Все ли осужденные могут работать на производстве? Как можно туда устроиться?
— При поступлении осужденного в колонию сначала идет знакомство с ним. Смотрят, чем он раньше занимался, какая у него есть квалификация, специальность. Если человек не обучался, то сначала отправляем его в школу для получения среднего образования. Если у него нет специальности, то направляем в профессиональное образовательное учреждение, которое функционирует также на территории колонии. У нас более 30 рабочих специальностей, по которым могут обучаться осужденные. А если у человека есть образование и навыки работы, то мы его трудоустраиваем на производство. В первую очередь на производство трудоустраиваются на имеющиеся рабочие места осужденные, у которых есть желание работать и осужденные, имеющие исковые требования, чтобы у них была возможность выплачивать ущерб, причиненный преступлениями. В 2018 году привлечению к труду подлежало 2060 осужденных, из них было трудоустроено 429 человек на производстве, а также 477 — на хозяйственном обеспечении, то есть обслуживающий персонал — повара, электрики, сантехники, то есть те, кто обслуживает колонию. Сотрудниками ведется работа по поиску дополнительных заказов для максимального привлечения осужденных к труду.
— Для чего осужденным нужно проходить обучение, чему они учатся, и как это влияет на их дальнейшую жизнь?
— Осужденные получают профессию в образовательных учреждениях при колонии. Есть также те, у которых есть опыт работы, им дополнительно обучаться не нужно, и они получают трудовые навыки на производственных участках. Осужденные выходят на свободу и уже имеют профессию, по которой могут работать и получать заработную плату и больше не совершать преступления. Это своеобразная подготовка к полноценной жизни вне стен колонии.
— Чем отличается трудовая деятельность осужденных, от работы обычных томичей?
— Осужденные трудоустраиваются согласно 103 статье уголовно-исполнительного кодекса РФ. По ее требованиям осужденный обязан трудиться, и администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. По желанию подлежат трудоустройству пенсионеры, инвалиды 1 и 2 группы. Продолжительность рабочего времени осужденных, правила охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии устанавливаются в соответствии с трудовым кодексом РФ. Наша задача — трудоустроить осужденных, чтобы они могли зарабатывать деньги, возмещать иски, оплачивать затраты на содержание в исправительных учреждениях, создавать условия для их трудовой адаптации и перевоспитания, чтобы в дальнейшем после освобождения они могли найти себя на свободе и начать новую жизнь без криминала. Трудоустроенные осужденные имеют право на больничный лист и ежегодный оплачиваемый отпуск. Отпуска предоставляются с выездом за пределы исправительного учреждения или без выезда. Но для того чтобы человек покинул колонию в отпуске, необходимо учесть множество факторов. Поэтому отпуск с выездом за пределы учреждения доступен далеко не всем, так как мы отвечаем за безопасность общества, и если есть какое-то малейшее сомнение, что человек может совершить преступление, находясь в отпуске, то территорию колонии он не покидает.
— На что тратят осужденные заработанные деньги? Могут ли их отобрать сокамерники? Сколько может заработать человек, находясь в колонии?
— Осужденные получают заработную плату в соответствии с законодательством РФ не ниже МРОТ (11 280 рублей), а те, кто работает по сдельной оплате труда и выполняет норму, то получают также не менее МРОТ, а кто не выполняет норму, соответственно, получают меньше, в соответствии с выработкой. Деньги зачисляются на лицевой счет осужденного работника. Из этих средств, в первую очередь, идут отчисления на погашение исковых требований, то есть возмещение вреда потерпевшим, алименты. Также они возмещают расходы на свое содержание в колониях: оплачиваются коммунальные услуги, расходы на одежду, обувь и питание. Для личного пользования у каждого осужденного остается не менее 25 % от заработанных денег, которые они могут потратить по своему усмотрению: купить продукты и товары первой необходимости в магазине или отправить средства родственникам.
— Планируется ли в 2019 году введение нового производства?
— В этом году мы будем развивать те виды производств, которые освоили в прошлом году. И также планируем расширять взаимодействие с муниципальными организациями, предприятиями, заключать с ними контракты и поставлять продукцию, предназначенную для благоустройства города, например, уличные скамейки, лавочки, ограждения. Также мебель и текстиль для образовательных учреждений, больниц и других муниципальных образований. Также планируем увеличивать ассортимент и количество реализуемой продукции для населения Томска и области. Будем проводить ярмарки, выставки, где все желающие могут приобрести продукцию, произведенную в колониях.
— Выгодно ли заниматься изготовлением товаров в колонии, приносит ли это какую-то прибыль?
— В 2018 году учреждениями было заработано около 11 миллионов чистой прибыли. Вообще мы изготовили продукции и реализовали ее на сумму в 183 миллиона рублей. Например, для томских муниципальных образований в 2018 году изготовили продукции на 8 миллионов рублей. Мы с каждым годом расширяем ассортимент продукции и надеемся на увеличение заказов, чтобы максимально трудоустроить осужденных, которые будут получать опыт и достойную заработную плату.
После вводной части журналистам предложили отправиться на производство в колонию и посмотреть, как это все происходит. Оказалось, что под каждую деятельность оборудованы отдельные цеха с рабочими местами для каждого человека. Осужденные утром отправляются на работу, где трудятся на протяжении восьми часов. Поначалу было немного страшно и непривычно, ведь понимание того, что работники — это те люди, которые находятся в колониях за какие-то преступления, и отбывают свои «сроки» по приговору суда. Первым делом показали производство кроватей, здесь сварщики делают заготовки для мебели, которая затем отправится в томские больницы. Здесь было шумно, как и на обычном заводе. Цех по сушке древесины также выглядел обычной производственной площадкой, только сотрудники не в рабочих робах, а в тюремной форме и именных бирках, с указанием отряда содержания. Автомастерская с машинами, швейный цех и полимерная переработка — здесь каждый сотрудник занят своим делом и не обращает внимания на журналистов. В каждом цеху своя рабочая атмосфера и легкая музыка, для фона. Было удивительно услышать не «блатные» хиты, а те же мелодии, которые у каждого человек сегодня звучат в наушниках. На производстве акриловых ванн, которые устанавливаются практически в каждой новостройке, журналистам показали все этапы изготовления, от плоского листа до уже готового изделия. Осужденные рассказывали, как они работают и сколько времени нужно для того, чтобы из куска пластика появилась уже готовая ванна. Особенно было интересно наблюдать за изготовлением колбасных изделий, где из фарша получается колбаса, которую потом можно купить на ярмарке, организуемой при колонии.
Если вам есть, о чем рассказать, звоните нам в редакцию по телефону 522-099.
Екатерина Горникова