Источник фото: ТГУ
Интересное

Интервью: освоить геологию и русский язык

22:00 / 19.02.19
1656
Мы в социальных сетях:

Как учится и живет в Томске студент из Бразилии. 

За год, что Карлос Брага живет в Томске, он уже неплохо выучил русский язык — говорит быстро, лишь изредка переспрашивает, когда слышит незнакомое слово. Правда, это только в обычной беседе. На лекциях ему приходится трудно, там слишком много профессиональных слов и терминов, которых он еще не знает. Но Карлос не унывает и решительно настроен получить в ТГУ степень бакалавра. 

Из солнечной Бразилии

— Как и когда вы в первый раз познакомились с Россией и Томском?

— В Бразилии я два с половиной года изучал физику в Федеральном университете Минас-Жерайс, расположенном в городе Белу-Оризонти. Еще во время учебы в 2015 году получил стипендию на участие в летней школе, которую проводил ТГУ. Тогда я впервые побывал в Томске и вообще в России. 

— Чему была посвящена летняя школа?

— Культуре России, Сибири, также нам много рассказывали о Томске. Мы посетили интересные достопримечательности, и город мне очень понравился, особенно Лагерный сад и университет. В Томск я вернулся через два года, так и не окончив бразильский университет. А вместе со мной приехала и моя девушка Беатрис. Мы вдвоем получили стипендию, которую ежегодно Россия предоставляет иностранным гражданам для обучения в российских вузах. И выбрали Томск. 

 Почему именно Томск?

— Я не хотел жить в большом городе — в Москве или Петербурге. Томск мне показался хорошим выбором. Это безопасный город. В Бразилии нет такой безопасности, и там все дороже. Качество жизни в Томске лучше. 

Тяжело в учении

Первый год они изучали русский язык на подготовительных курсах, потом Беатрис поступила в Биологический институт ТГУ, а Карлос — на геологию. 

— Как решились на такой выбор?

— Физика мне нравится, но работать в этой сфере я не хочу. А геология – это как союз между физикой и географией. Мне вообще нравятся естественные науки. Мы можем узнать многое про Землю, как все устроено в Земле, как континенты меняются с течением времени. Можем узнать состав минералов, это очень интересно. Но учеба дается мне нелегко. Англоязычной программы по геологии в ТГУ нет, а это значит, что лекции я слушаю вместе с русскими студентами. 

— Как же в таком случае вы усваиваете материал?

— Я понимаю процентов десять. И потом дома мне снова надо учить, что я не понял на лекции. Раз в неделю разговариваю с каждым преподавателем, прихожу к ним, показываю конспекты, говорю, чем занимался. Они помогают мне. Но у нас десять предметов, и это очень, очень трудно. Я уже не сплю. 

Однако желания все бросить и уехать пока нет. Карлос считает, что получит в ТГУ хорошее образование, которое поможет ему в будущем стать успешным. А ради этого стоит и потрудиться. 

— Что нравится в процессе обучения больше всего?

— Мне очень нравится, что в ТГУ по каждому предмету есть практика. В Бразилии у нас практические занятия не были связаны с теоретическими. А здесь часто преподаватели, которые проводят лекции, проводят также практики, они знают, что у нас было на лекции, и продолжают эту тему. 

Мы и они

— Есть и особенности российского образования, которые даются сложно?

 —Да,например, когда диктуют лекции: «Это скучно, и я не успеваю записывать». Я также не понимает, почему во время презентаций студенты часто не рассказывают, а читают свой доклад. В Бразилии это запрещено даже в школах. Иначе подумают, что ты не знаешь тему. Но больше всего мне не нравится дистанция, которая существует между преподавателями и студентами. В Бразилии преподаватели — как мы. Они говорят просто «привет» — и это нормально. «Вы» не существует в португальском языке. В Бразилии я играл в группе, раз в неделю мы выступали в баре, и один преподаватель ходил на концерт и пил пиво с нами. Иногда я вижу, что студенты хотят спросить преподавателя что-нибудь, но боятся. Это все формально, официально, и это препятствие к знанию. Непривычно, когда преподаватели приходят на занятие и все встают. Я знаю, что это знак уважения, но, я думаю, это лишнее. У вас много правил, которые просто не нужны. У нас все проще в этом плане. 

О музыке и не только

— Как проводите свое свободное время и есть ли оно вообще?

— Свободного времени у меня практически не остается, но все-таки нахожу несколько часов в неделю для своего любимого занятия – игры на гитаре, которую привез с собой из Бразилии. А несколько месяцев назад меня пригласили в музыкальную группу, которой был нужен басист. Нас четыре человека, мы репетируем дважды в неделю, иногда играем в барах. Один раз ездили выступать в Бердск. Они очень много помогали мне учить русский, но я хотел бы создать свою группу, играть в том стиле, который я люблю — хэви-метал. 

— Какие стереотипы о России и русских бытуют в Бразилии?

— Моя бабушка думает, что мы живем в СССР, в коммунизме. После чемпионата мира по футболу мнение о России улучшилось. Они видели по телевизору, что все в порядке, я не в СССР. Перед тем, как приехать сюда, я думал, что все русские серьезные, они не хотят ни с кем говорить, молчаливые, грустные. Но это неправда. Особенно старые люди, они всегда рады. Они говорят: «О, Бразилия! Пеле! Маракана!» Это мне нравится. Интересно, что некоторые люди хотят говорить со мной из-за того, что я иностранец. Я пошел в музыкальный магазин, там менеджер спросил — откуда я. О, Бразилия! И мы разговаривали три часа. 

— Какие планы на ближайшее будущее?

После окончания бакалавриата ТГУ планируют продолжить образование где-нибудь в Австралии или Западной Европе. Россия мне нравится, но все-таки есть различия в культуре. Русские более сдержанны. Например, в Бразилии мы видимся в первый раз и уже обнимаемся, кричим вместе. Я сильно скучаю по этому.