Беспилотные автомобили еще не стали частью нашей повседневной жизни, но это время все ближе. В беспилотный транспорт инвестируют не только автомобильные концерны, но и крупные IT-компании, производители цифровой техники и каршеринговые фирмы. Серийное производство и использование машин без водителей изменит дорожную ситуацию, устройство городов и глобальную экономику.
Массовая механизация технически сложного производства началась с автомобильного конвейера Генри Форда в начале двадцатого века. Первый автомобиль, собранный на конвейере, стал отправной точкой для двух процессов, изменивших мир: автоматизации и автомобилизации. Сейчас в мире насчитывают около 1,5 млрд. автомобилей, 80% из которых в личном пользовании, а процент роботизации производства в развитых странах уже достиг 5% и растет с каждым годом.
В бытовых вопросах автоматической техникой тоже никого не удивить: кофемашины, мультиварки, роботы-пылесосы, навигаторы. Все активнее дроны используются для доставки грузов на небольшие расстояния — к 2020 году доля беспилотных летательных аппаратов в грузоперевозках приблизится к 10%. Cейчас два процесса, запущенные Фордом, снова меняют мир: беспилотные автомобили выведут эффективность и безопасность транспорта на принципиально новый уровень.
Cуществует несколько уровней автоматизации транспорта, которые зависят от вовлеченности человека в процесс управления. Первый уровень — это круиз-контроль или автоматическая парковка, то есть большую часть времени машиной управляет человек, но некоторые функции берет на себя робот. Максимальный пятый уровень — это полностью автономное транспортное средство, которое может двигаться по маршруту вообще без человека.
Сейчас под беспилотными автомобилями подразумевают именно пятый уровень автоматизации. Он включает в себя новейшие технологии: техническое зрение, лазерные дальномеры, LTE-интернет, GPS, машинное обучение, искусственный интеллект. Развитие этих технологий подогревается конкуренцией между участниками рынка беспилотных машин, а это: Tesla, Apple, Samsung, BMW, Volvo, Audi, Ford, Toyota, Google, Yandex, Uber. Компании с громкими именами и внушительными бюджетами.
Перспективы беспилотников
Несмотря на быстрый прогресс, беспилотники пока не готовы массово выехать на улицы городов. Это связано не только с несовершенством технологий, но и с другими факторами.
Инфографика рейтинг готовности стран
Инфраструктура большинства городов не готова к массовому использованию беспилотных машин. Нужны автоматические заправки и парковки, нужна специальная разметка и знаки, которые будет видно в дождь, снег и туман. Регулирование беспилотных машин законом тоже не везде продумано — в правилах дорожного движения просто нет такого вида транспорта, как автономные машины. Еще один вопрос — страхование, которое придется оптимизировать под машины без водителей. Потребительское неприятие — это сопротивление любым новым технологиям. Чтобы довериться беспилотным машинам людям потребуется время.
В томской ОЭЗ разрабатывается беспилотный автомобиль для суровой сибирской зимы. Он будет ездить по снегу, без разметки и в условиях плохой видимости.
Хотя все эти проблемы только предстоит решить, беспилотники уже активно ездят по дорогам. Пока это не серийные машины, а единичные тестовые экземпляры, на которых отрабатываются технологии. Например, беспилотники Google Waymo наездили по Техасу и Вашингтону уже более 6,5 млн. километров, а беспилотный автомобиль Яндекса недавно проехал от Москвы до Казани.
Массовое производство беспилотных машин изменит мировую экономику и отношение к транспорту. Но из-за высокой стоимости первых моделей производителям беспилотников придется специально готовить рынок и выходить на него постепенно:
Каршеринг. Очевидный способ использования дорогих беспилотных машин — это аренда на определенное время. Уже сейчас каршеринги набирают популярность в больших городах. В Москве в 2018 году 13 тысяч «арендных» автомобилей совершили 18 млн. поездок. В 2017 году поездок было втрое меньше. С появлением беспилотных автомобилей эта услуга станет еще популярнее, а востребованность личного транспорта будет падать.
Каршеринг снижает продажи новых автомобилей на 1,5 млн. штук в год.
Автономное такси. Компании, работающие по принципу Uber, тоже готовят рынок к отказу от водителей. Сейчас через приложение Uber можно вызвать свободного водителя, который ждет заказа неподалеку. А в будущем можно будет вызвать автономную машину. Стоимость, кстати, не сильно изменится, потому что около 50% цены поездки в такси — это доход водителя.
Междугородние грузоперевозки. Движение по трассе для беспилотных машин проще, чем движение по городу: меньше светофоров, ниже интенсивность потока, меньше развязок и пешеходных переходов. А эффективность беспилотной машины значительно выше, чем у живого водителя.
Автономный транспорт изменит многие сферы жизни в лучшую сторону:
Безопасность
По статистике 98% аварий с участием беспилотников происходят не по их вине. Машина не отвлекается на телефон, не пишет СМС, не курит за рулем и не превышает скорость. Чем больше автономных машин будет на дорогах, тем ниже будет аварийность. По прогнозу аналитического агентства McKinsey, количество аварий сократится на 90% с внедрением беспилотного транспорта.
Скорость и цена
Беспилотной машине не нужно спать и отдыхать в дороге, за счет этого скорость перевозок возрастет. А вот стоимость, наоборот, снизится — машина не требует зарплаты, пособий и отпускных.
Эффективность
В среднем автовладелец использует свою машину только 4% времени в сутки. Из каждых семи личных автомобилей в городе только один находится в движении. Остальные стоят на парковках у магазинов, офисов или жилых домов. Не слишком высокий КПД. Переход к каршеринговой схеме использования автономных автомобилей увеличит эффективность использования транспорта.
Разгрузка дорог и городов
Еще одна польза автономного каршеринга — уменьшение количества машин в городах, а значит разгрузка дорог, улучшение экологии и оптимизация городского пространства. Площади, занимаемые парковками, развязками и гаражами превратятся в городские пространства, жилые дома или торговые центры.
Мобильность населения
Перечисленные выше факторы увеличат трудовую мобильность населения, а значит ускорят экономический рост. По оценкам компании Intel, внедрение беспилотных машин даст мировой экономике дополнительные 7 трлн. долларов — сюда входят инвестиции в развитие технологий, повышение скорости и эффективности грузоперевозок, мобильность трудовых ресурсов.
Угрозы от беспилотных машин
Есть несколько проблем, которые связывают с появлением беспилотных машин:
Потеря рабочих мест
Главное опасение многих людей — это сокращение миллионов рабочих мест, связанных с перевозками. Напрямую это касается дальнобойщиков и таксистов, а снижение аварийности оставит без работы автомастерские и страховые компании. Новые технологии всегда взывают в обществе подобные страхи — некоторые профессии действительно исчезли, например, лифтеры, трубочисты или фонарщики. Зато появилось еще больше новых профессий.
Конфиденциальность
Беспилотный автомобиль фиксирует всю информацию о перемещениях: маршрут, время поездки, места остановок, и это вызывает тревогу за конфиденциальность. Но открытость личных данных — это реалии современного мира. Телефоны, навигаторы, сигнализации, трекеры — все это «следит» за нами, и беспилотные автомобили ничего радикально не изменят.
Взаимодействие с живыми водителями
Живым водителям, привыкшим к неформальным правилам вождения, придется приспосабливаться под стиль роботов — то есть идеально соблюдать правила. Этот процесс займет какое-то время, но в конце концов, пойдет на пользу всем участникам движения.
Беспилотные машины — это еще один шаг к роботизации жизни, который станет важным этапом четвертой промышленной революции. По степени влияния на общество беспилотники можно сравнить с 3D-печатью, робототехникой, нейронными сетями или расшифровкой генома человека — потенциал этих достижений настолько велик, что его пока сложно представить.
Виктор Тарасенко