Я ребенок 80-ых. Наряду с дефицитом и товарной убогостью хорошо помню одну отличительную черту вещей тех времен: они служили вечно. Переходящие «по наследству» одежда, обувь, игрушки, работающие по 30 лет холодильники. Это были вещи, которые морально устаревали быстрее, чем ломались. А пузатенькие телевизоры, до сих пор уютно бормочущие в некоторых дачных домиках!
С приходом разнообразия «импортных» товаров, как грибы после дождя стали открываться различные «ремонты»: это стало востребовано. Ремонт обуви (а я помню, как папа сам вечерами подшивал нам валенки), ремонт бытовой техники (ну ладно, советские телевизоры сосед дядя Ваня ремонтировал изредка тоже), ремонт одежды, сумок, электроники… Конечно, эти работы нужные и полезные — за любимую, качественно отремонтированную вещь и заплатить достойно не жалко. Но, несмотря на то, что труд этот стал весьма недешев, а на рынке услуг наблюдаются конкуренция, до правовой культуры отношений еще очень далеко. А поэтому не будем ждать пока продавцы, мастера и подмастерья изучат закон, а попробуем на примере обувных проблем разобраться в наших правах как потребителей. Как говорится, спасение потребителей — дело рук (и ног) самих потребителей. Зная закон, можно и новой парой обзавестись, вместо отремонтированной.
Итак, проблемы с обувью.
Случай 1: обувь еще на гарантии.
Если обувь была куплена перед началом сезона, не поленитесь, отыщите документы — быть может, еще не истек гарантийный срок и перед вами открывается перспектива участия в более интересном квесте, чем просто занести пару в ремонт после работы.
Для начала сразу обращу внимание на один тезис Закона «О защите прав потребителей»: установление гарантийного срока на товар — это ПРАВО, а не обязанность изготовителя/продавца. Не надо мучить продавцов магазина, с целью получить, во что бы то ни стало, информацию о гарантийном сроке: его просто может не быть. В этом случае действует общее правило: вы имеете право в течение двух лет (п.5 ст. 19 Закона) доказать наличие производственного дефекта, возвратить товар или деньги за него, либо отремонтировать его бесплатно. Бывает и так, что магазин сокращает гарантийный срок, установленный производителем. Тут только интернет в помощь: производители с именем обязательно разместят эту информацию на своем сайте.
Основной вопрос, который неизбежно возникнет, когда мы найдем дату покупки в документах: а с какого момента начинает идти гарантийный срок? Напомню, что обувь относится к сезонным товарам и зима в Томской области начинается с 1 ноября, весна – с 15 апреля, лето — с 1 июня, осень — с 15 сентября (Постановление Администрации Томской области от 21.07.2004г. № 57а). Эти же сроки будут применяться при покупке обуви дистанционным способом — в интернет-магазинах: носить-то вы будете ее на родине. Но тут внимательно следует, конечно же, изучить информацию производителя: не каждая пара с китайского сайта предназначена для сибирских зим.
Наверное, многие сталкивались, когда готовили сани летом и покупали обувь заранее, и с таким предложением: «А вы принесите, покажите нам обувь перед началом сезона, что не ношена, и тогда гарантия будет не с момента продажи». Абсолютно неправомерное требование для сезонных товаров. Если у продавца возникнут подозрения, что обувь начали носить раньше наступления сезона и именно это явилось причиной ее порчи, то бремя доказывания будет на продавце и ему, помимо прочего, нужно будет еще доказать причинно-следственную связь между этими событиями. Но давайте помнить и о принципах разумности и добросовестности: если демисезонные сапоги принесли с претензией в 40-градусный мороз или валенки в сырую погоду, то магазин откажет в возврате и ремонте правомерно, и суд будет на его стороне.
А как же ГОСТЫ на обувь — спросит меня начитанный потребитель. Да, действительно, на каждый вид обуви есть отдельный стандарт: ГОСТы «Обувь спортивная» (60 дней гарантии), «Обувь модельная» (60-90 дней гарантии), «обувь детская» (30 дней гарантии) и т.п. Но, к большому сожалению, информация, закрепленная в ГОСТах, сегодня носит рекомендательный характер и не является обязательной для изготовителя и продавца. И, если производитель прямо не сослался на то, что обувь изготовлена по ГОСТу, или прямо не указал гарантийный срок (пусть и иной, нежели в ГОСТе), то гарантийный срок считается не установленным.
Еще один распространенный способ отказать покупателю в удовлетворении его требований: сослаться на отсутствие у него чека. Многие скажут о свидетельских показаниях, но ведь доказывать можно и иными косвенными способами: фирменные бирки и ценники магазина, заполненный гарантийный талон, смс-оповещение о снятии денег (при расчете банковской картой), штампы и наклейки на коробках и пр. Любые средства хороши. И да, не забываем про бремя доказывания. Не ваша обувь, говорите? Докажите, пожалуйста.
Внимательно отнеситесь к порядку возврата обуви в магазин. Зачастую обувь забирают «на экспертизу» с оформлением расписки или иной ничего не значащей бумажки, а то и без нее. Не удивляйтесь, если экспертиза установит наличие повреждений, которых не было. Во избежание таких ситуаций отдавать обувь следует только с подписанием акта приема-передачи: нужно подробно описать внешний вид и возникшие дефекты. Если продавец забирает обувь с целью последующего возврата денег, нужно упомянуть и это в акте. Кроме того, не соглашайтесь никогда на написание претензии в магазине, «на фирменном бланке», «по установленной форме» и т.п. Вы вправе дома в спокойной обстановке написать подробную претензию и принести ее в магазин в двух экземплярах. Разве хватит сил и терпения написать два экземпляра логично выстроенного текста от руки на ограниченном поле «фирменного бланка» в душном магазине? Отказываются принимать претензию? Вручите со свидетелем без подписи получателя.
Итак, кратко о сроках:
Случай 2: ремонтируем.
Отремонтировать обувь вы можете согласиться и в период гарантийного срока, если особенно по душе вам эта купленная пара. Магазин ремонтирует обувь за свой счет и продлевает гарантийный срок в порядке ст. 20 Закона «О защите прав потребителей».
Какие же правила Закона распространяются на ремонт обуви как самостоятельный вид работ? А правила очень схожи (см. случай 1): работы здесь выступают своего рода «товаром», на который «продавец» также вправе установить гарантийный срок. Если не установлен – у нас два года на доказывание факта некачественно выполненной работы.
Но чтобы слова мастера из подвальчика: «Вах, сделаем в лучшем виде! Пять лет носить будешь!», превратились в «работающую гарантию», нужно соблюсти следующие требования.
Получить такой набор документов, отремонтировав обувь – уже успех. А претворить в жизнь указанные выше положения Закона «О защите прав потребителей» в случае «ремонтного» спора задача еще более непростая, да и затраты на судебное восстановление справедливости скорей всего не оправдают себя. Гораздо эффективнее себя зарекомендовало пока простое человеческое: «А может, в качестве компенсации еще на детской обуви замочки поменяем?»…
Юлия Легкобитова