Цены производителей на бензин в России в сентябре существенно снизились — на 10,3%, в то время как розничные цены уменьшились в среднем только на 1,5%, сообщает Росстат. Снижение потребительских цен на дизельное топливо составило 2,4%, оптовых — на 11,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Между тем, за девять месяцев с начала года рост потребительских цен на бензин составил 18,6% по сравнению с январем-сентябрем 2007 года, цены производителей выросли за этот же период на 13,5%.
В сентябре снижение потребительских цен на бензин автомобильный было отмечено в 63 субъектах РФ. Самым значительным оно было в Томской области — на 6,2%. По сравнению с предыдущим месяцем цены на бензин остались без изменения в 15 субъектах РФ. Увеличение цен на бензин наблюдалось в 5 субъектах, в том числе в Магаданской области — на 4,6%.
В Москве и Санкт-Петербурге потребительские цены на бензин за прошедший месяц в среднем снизились на 0,8% и 4,2% соответственно.
В сентябре цены производителей на нефть снизились на 21,5% (за период с начала года — повысились на 3,6%), а тарифы на ее перекачку трубопроводным транспортом увеличились на 0,3% (за период с начала года — на 33,9%).
Между тем сокращение цен на 3–8% кажется слишком скромным. Действительно, если мировая цена российской нефти Urals опустилась до 59 долл. – такой она была в марте 2007 года, – то логично ожидать, что и внутренние цены на бензин также вернутся к прошлогоднему уровню или с учетом инфляции будут чуть выше. Ведь налоговые условия с того времени не менялись. Другими словами – бензин в России должен подешеветь примерно на 5 рублей по сравнению с уровнем середины октября 2008 года. Однако нефтяники отвергают такую логику, пишет "Независимая газета".
«Падение мировых цен на сырую нефть условно на 40%, или на 200 долларов за тонну, сокращает издержки нефтепереработки (НПЗ) и розницы на те же 200 долларов. Однако относительно конечной цены нефтепродуктов это сокращение составляет уже не 40%, а только 20%, поскольку цена бензина выше цены сырой нефти», – поясняет замначальника департамента инвестиционного анализа «ЛУКОЙЛа» Геннадий Красовский. Поэтому ожидать двукратного снижения цен на бензин вслед за падением вдвое мировых цен на нефть не приходится.
Парадокс с разницей внутренних цен на бензин весной 2007-го и осенью 2008 года при одинаковых мировых ценах Красовский объясняет растущим спросом, ростом издержек, а также необходимостью возврата вложенных в реконструкцию НПЗ инвестиций. «За последние годы издержки нефтяных компаний выросли до 100%. Кроме того, были сделаны инвестиции для повышения экологических свойств нефтепродуктов», – объясняет Красовский.