Жильцы деревянных домов в центре Томска на улице Тверской, 63 и 63 строение 1 уже больше 30 лет ждут, когда их расселят. В двух домах живут семь семей. Уже несколько лет здесь стало опасно жить, в подвальном этаже рушатся стены, и жильцы вынуждены снимать квартиры, а жители первого этажа боятся, что пол может не выдержать, и они провалятся вниз.
Томичи обратились в Общероссийский народный фронт, так как не могут добиться расселения или продажи дома.
«В 1989 году нам сказали, что дом снесут, мы тогда уже начали готовиться к переезду. На соседнем участке начали застройку большого многоквартирного дома, и планировалось, что продолжение здания будет как раз на том участке, где находится наш дом. Об этом есть запись в домовой книге с запретом на прописку. Дом построили, но компания обанкротилась, и нас никто не расселил», — рассказывает Надежда Медведева.
Так и живут люди почти тридцать лет, без воды — ходят с ведрами к колонке, благо, она недалеко от дома. Без отопления — топят печку, тратя большую часть пенсий на дрова, без управляющей компании — такие дома УК брать под свою ответственность не любят.
«Канализации в доме нет, выносим ведрами, удобства во дворе, мусор тоже от нас не вывозят, приходится самим сжигать. Живем в центре города, а условия, как в деревне. Боимся, что дом может сложиться пополам, к этому есть все предпосылки. В подвальных квартирах стоят распорки, чтобы не обрушился потолок, стены закрыты панелями и покрывалами, так как они тоже начали разрушаться. Своими силами мы отремонтировать дом не можем», — говорят жители.
Жильцы обратились в администрацию, чтобы здание признали аварийным. В ходе разбирательств оказалось, что имущество не муниципальное, и администрация здесь помочь ничем не может. Если жильцы смогут подтвердить, что дом является многоквартирным, то получат компенсацию, на которую смогут приобрести новое жилье. А если дом по документам останется индивидуальным жилым строением, то в случае признания его аварийным, жильцы могут рассчитывать на переезд, правда, только в маневренный фонд, и в том случае, если пойти им больше некуда.
«Мы в маневренный фонд не поедем, слышали мы о нем, там ужасные условия», — возмущается Татьяна Локтионова.
За домом есть земельный участок, который можно продать за приличную сумму. Покупатели приходят, обращаются в администрацию и пропадают.
«К нам уже приходили шесть покупателей. Они осматривают участок, уходят в администрацию, чтобы оформить сделку, но не возвращаются, непонятно, почему власти не дают им приобрести нашу недвижимость», — недоумевают жители.
Модератор площадки «Жилье и городская среда», эксперт ОНФ Анатолий Долгов, порекомендовал жильцам найти инвестора, который сможет выкупить дом вместе с земельным участком, и пообещал посодействовать этому.
Но чтобы это получилось, нужно понять, по какой причине администрация не дает возможным инвесторам приобрести недвижимость, и начать строительство нового многоквартирного дома.
«Если эта земля предназначена под индивидуальное жилое строительство, то нужно перевести ее в другую категорию, чтобы возвести многоквартирный дом на законных основаниях, но эта процедура может занять довольно длительное время, а жильцам там уже сейчас опасно находиться», — отметил представитель ОНФ Владимир Погудин.
Жители таких домов уже неоднократно обращались в ОНФ, чтобы активисты помогли им. Например, подобная проблема у жильцов дома на Алтайской, 42. Здесь томичи также не могут добиться расселения — дом не признают многоквартирным. Томичи также опасаются, что дом может в любой момент рухнуть, уже начались разрушения — обвалилась печь, а стена здания находится в полуразрушенном состоянии. Люди в течение нескольких лет обращаются во все инстанции, но пока результата так и не добились.
Напомним, в Томске более 500 домов признаны аварийными, и еще около полутора тысяч домов имеют статус ветхого жилья.
Если вам есть, о чем рассказать, звоните нам в редакцию по телефону 522-099.
Екатерина Горникова