Отравиться в заведении общепита может каждый. При этом ни презентабельность интерьера, ни дороговизна блюд не являются гарантиями профессиональной работы шеф-повара. О случаях отравлений в заведениях общественного питания СМИ сообщают с завидной регулярностью. Корень зла кроется в недобросовестности владельцев заведений и отсутствии постоянного контроля за тем, в каких условиях готовится еда. По закону, каждый потребитель имеет право знать все об условиях приготовления блюд. Но осуществимо ли это на практике? Читайте об этом и многом другом в сегодняшнем выпуске проекта «Право знать». «Право знать» — знай свои права!
1. Идем в ресторан во всеоружии: о каких своих правах важно не забыть?
Беглый анализ публикаций в томских СМИ об отравлениях посетителей наводит на мысль о том, что рестораторы не учатся на ошибках. Причем ни на своих собственных, ни на ошибках конкурентов. Безразличие к здоровью людей является первопричиной антисанитарии на кухнях и использования некачественных продуктов. В то же время, большинство гостей заведений общепита не отличается особой щепетильностью при выборе места для обеда или ужина и доверяет свое здоровье неизвестно кому. Надеясь на авось, почти каждый второй посетитель кафе или ресторана думает, что не отравится. Такие данные приводит сайт фонда «Общественное мнение». Неизвестно, какое количество опрошенных впоследствии оказались на больничной койке, перекусив на бегу или отобедав в ресторане. Незнание своих потребительских прав оказывает большое влияние на ситуацию с отравлениями в целом. Вряд ли кто-то даже задумывался о том, что сведения об условиях приготовления блюд не являются секретом, и потребитель вполне может попросить администрацию заведения рассказать ему о том, как готовится именно его блюдо. Это правило закреплено в пункте 15 постановления Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1036. Конечно, трудно представить себе картину, когда в каком-либо томском ресторане посетителя любезно приглашают на кухню и демонстрируют идеальную чистоту, помноженную на соблюдение всех санитарных правил. Однако стоит помнить, что отношение других к нам в первую очередь формируем мы сами. Именно под влиянием принципа «завоюй доверие или умри» многие крупные сетевые рестораны открывают двери своих кухонь для посетителей и демонстрируют стандарты качества. А пока эта тенденция не является повсеместной, вам стоит быть внимательнее и помнить о том, какие права у вас есть.
Знайте, что согласно статье 7 закона «О защите прав потребителей», каждый имеет право на то, чтобы оказываемые услуги были безопасными для здоровья. Это касается абсолютно всего и является очень важным при оказании услуг общественного питания. Однако одной нормы для недопущения отравлений мало. Именно поэтому статья 1095 Гражданского кодекса гарантирует вам защиту на тот случай, если оно все же произошло.
Статья 1095 ГК РФ гласит, что вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков услуги <…> подлежит возмещению. Важно знать, что согласно статье 1064 ГК РФ, если ресторан докажет, что вред был причинен не по его вине, то никакого возмещения не будет.
Проще говоря, если вашему здоровью был причинен вред после обеда в кафе, то он подлежит возмещению в полном объеме. Это же правило распространяется на случаи отравления после того, как вы съели еду, доставленную на дом. Для этого вы должны уведомить администрацию заведения о том, что хотите получить компенсацию. А вот если сидеть и ждать с моря погоды, то ни о каком возмещении речи даже не пойдет, ведь ваше обращение в подобной ситуации является первостепенным. В случае, когда еду привезли домой, и после этого отравились не только вы, а еще несколько человек, право требовать возмещения вреда может каждый из пострадавших. Об этом сказано в пункте 2 статьи 14 закона «О защите прав потребителей».
Важный нюанс: вы не можете просто так взять и обвинить кафе или ресторан в отравлении. Причинно-следственная связь в подобных ситуациях крайне важна. Чтобы получить компенсацию вам придется доказать, что отравление произошло именно из-за поедания морепродуктов «второй свежести» в рыбном ресторане, а не по вине хозяина ларька с чебуреками, куда вы заглянули по дороге из ресторана.
О том, как составить план действий для получения компенсации, и какие доказательства для этого нужны, читайте далее.
2. Каким планом руководствоваться, если вы все-таки отравились?
После посещения ресторанов и кафе всегда сохраняйте чеки, подтверждающие оплату обедов или ужинов. И не выкидывайте их в течение нескольких дней, а лучше недели. Именно они являются одним из важнейших доказательств в деле получения компенсации. Чеки могут не пригодиться, если ресторан оставил у вас только приятные воспоминания, а не стал причиной кишечного расстройства. Однако если вы почувствовали себя плохо, сразу найдите заветные доказательства и надежно приберите, ведь они еще пригодятся. А вот первое, что нужно сделать сразу после отравления ― пройти курс лечения. На этом этапе предпринимать какие-либо активные действия по получению компенсации ― затея не из лучших. Но вот что сделать стоит, так это подготовить все медицинские справки и другие документы, которые будут подтверждать, что вы отравились при посещении того или иного заведения общепита. Лучше всего, чтобы в справке присутствовало конкретное указание на то, что симптомы отравления появились в связи с посещением кафе или ресторана, а также их перечисление и перечень лекарств, которые нужно приобрести. Еще сохраняйте все чеки из аптеки. Так вы сможете подсчитать, во сколько вам обошлось незапланированное лечение, а затем потребовать компенсировать и эту сумму. В целом, вы имеете право требовать компенсировать стоимость обеда или ужина (и для этого нужен чек), стоимость лекарств и неполученную зарплату. Да-да, если вам пришлось сидеть на больничном, то ваше требование выплатить вам разницу между вашей зарплатой и полученными деньгами по больничному листу будет вполне справедливым. Эту часть компенсации вам обязаны предоставить согласно статье 1085 Гражданского кодекса. Если дело дойдет до суда, то ко всему вышеперечисленному можете смело добавлять компенсацию морального вреда.
Мы подготовили для вас инфографику и изложили в ней пошаговую инструкцию получения компенсации в случае отравления. Вооружитесь этой информацией, чтобы не стать жертвой обмана недобросовестных рестораторов.
3. Что делают госорганы, чтобы обезопасить потребителей от отравлений?
Такой вопрос мы задали помощнику прокурора Кировского района города Томска Вячеславу Жданову. Он отметил, что в прокуратуру регулярно поступают обращения граждан, которые пострадали от некачественных услуг в заведениях общепита.
«Самый громкий случай за последнее время ― массовое отравление в ресторане «Марле Буа», ― рассказывает Вячеслав Жданов. «В августе этого года после посещения ресторана были госпитализированы пять человек с острым пищевым отравлением, также зафиксированы множественные случаи обращения граждан за медицинской помощью».
По словам Жданова, в ходе прокурорской проверки установлено, что некоторые сотрудники ресторана были больны сальмонеллезом, что и послужило причиной массового отравления. «На сегодняшний день прокуратура отменила решение отдела МВД России об отказе в возбуждении уголовного дела по факту нарушения санитарных норм и инициировала дополнительную проверку всех обстоятельств произошедшего», ― подчеркнул помощник прокурора.
По заверению Вячеслава Жданова, каждый случай массового отравления граждан находится на особом контроле прокуратуры. Для защиты своих прав помощник прокурора советует обращаться с письменной жалобой в управление Роспотребнадзора по Томской области, а также в прокуратуру по адресу ул. Белинского, 14.
Случаи отравлений продолжатся, пока потребители не будут досконально знать свои права, а рестораторов не станут наказывать по всей строгости закона. Не закрывайте глаза на чужую безответственность и сообщайте о каждом случае отравления компетентным органам. Смогли получить компенсацию после отравления? Расскажите об этом в комментариях и в нашей группе ВКонтакте. Делитесь статьями рубрики «Право знать» на страницах своих социальных сетей и знайте свои права!
Дмитрий Аксенов