Затянувшийся экономический кризис ощутимо повлиял на уровень жизни в стране. Прошлый год за чертой бедности закончило 13,2% россиян. Владимир Путин в майском указе поручил до конца 2018 года этот показатель снизить до 11%, а еще в течение пяти лет уровень бедности должен сократиться в два раза.
Когда речь идет о государственной экономике, разобраться в цифрах непросто. А еще сложнее их проверить – слишком много информации и разных методик учета, слишком много заинтересованных лиц и организаций. Но хотя бы в общих чертах понимать, о чем говорят чиновники, все-таки не помешает:
- номинальная зарплата – деньги, которые получает сотрудник на руки без учета инфляции
- реальная зарплата – показывает, сколько товаров услуг можно купить на зарплату. Чем выше инфляция, тем ниже реальная зарплата
- располагаемые денежные доходы – сумма, которая остается на руках у человека после уплаты всех обязательных платежей (налоги, ЖКУ и т.д.)
- бедность – доходы ниже официального прожиточного минимума
- нищета – крайняя степень бедности, при которой человек вынужден бороться за существование
Зарплаты номинальные, расходы – реальные
С бедностью можно бороться по-разному. Один из способов – рост национальной экономики, который способствует созданию рабочих мест, повышению конкуренции и увеличению реальных доходов. Российской экономики для этого нужны структурные реформы и несколько лет устойчивого развития. До конца года точно не успеть.
Другой способ – напечатать денег и раздать бедным в виде пособий. Такой подход может временно решить проблему, но в перспективе разгонит инфляцию, увеличит нагрузку на бюджет, разбалансирует рынок труда и приведет к падению экономики. Для России метод «печатного станка» не подходит хотя бы потому что ЦБ пытается удержать инфляцию на уровне 4%.
Самый простой способ одолеть бедность – формальный. Для этого нужно снизить порог бедности или «нарисовать» высокие зарплаты. Фактически ничего не изменится, но на бумаге ситуация будет выглядеть позитивно. Есть вероятность, что до конца 2018 года будет избран именно этот путь «борьбы» с бедностью.
Если снизить прожиточный минимум до 5000 рублей, половина бедного населения формально перестанет быть бедным. Но легче им от этого не станет.
В первом полугодии бедность увеличилась до 13,6%, несмотря на официальную статистику. Росстат сообщает, что средняя номинальная зарплата за это время выросла до 42 000 рублей, реальная зарплата увеличилась на 8,4%. Как это может привести к росту бедности при инфляции 3,4% – не совсем ясно.
Если бы зарплаты росли такими темпами, в стране случился бы потребительский бум. Но реальные располагаемые доходы даже по официальным данным снижаются уже второй месяц: в августе на 1,5%, в сентябре еще на 0,9% по сравнению с прошлым годом. Повышение НДС может затянуть этот процесс, а реальных способов увеличить доходы в этом году уже не осталось.
Перед президентскими выборами пенсионеры получили разовые выплаты, зарплаты бюджетников были проиндексированы, а размер МРОТ увеличен – все это вызвало рост реальных доходов в начале года, но снизить уровень бедности не помогло. При этом цены на продукты продолжают расти, что не способствует обогащению россиян.
Средняя зарплата по стране – сомнительный показатель. Общественное телевидение провело собственный неофициальный опрос, и по его результатам средняя зарплата в 2018 году – 19 800 рублей. Расхождение с Росстатом в два раза.
Кредиты, сбережения и средний чек
Косвенные признаки тоже указывают на снижение доходов, вопреки официальной информации о росте зарплат. Например, в 2018 году жители Сибири взяли на 40% больше потребительских кредитов, чем в 2017. Это попытка сохранить уровень жизни за счет заемных денег. Проценты по кредитам при этом значительно превосходят темпы роста зарплат (даже официальные).
Сбережения россиян сократились до рекордно низкого показателя за 15 лет – только 5,9% доходов направляется на депозиты и другие финансовые инструменты. Средний чек в магазине тоже сокращается, что указывает на нехватку денег. Если деньги не накапливаются и не тратятся, значит их просто нет (или они уходят на погашение процентов по кредитам).
Успеть за шесть лет
В быструю победу над бедностью верится слабо, но до 2024 года еще есть время. Структурные реформы, предложенные президентом в майских указах, должны вывести экономику на новый уровень. Устойчивый рост ВВП положительно скажется на качестве жизни и доходах россиян. Шести лет на реализацию этих планов достаточно.
Единственный способ улучшить ситуацию в стране – реальное развитие инфраструктуры, промышленности, IT-сферы, малого и среднего бизнеса. Формализм и манипуляция данными вряд ли помогут. Но сейчас у государства другой подход – ресурсы тратятся не на прорывное развитие, а обеспечение стабильности и создание резервов.
Бюджетное правило, согласно которому все доходы от нефти выше $40 за баррель направляются в резервные фонды, помогает накопить «подушку безопасности», но ограничивает инвестиции в развитие экономики. Вся страна живет так, будто нефть стоит $40, а излишки откладываются на черный день. Резервы, конечно, нужны, но роста ВВП таким способом добиться трудно.
Министерство экономического развития не обещает на 2019 год больших прорывов: доходы будут расти меньше, чем на 1% в год, и потребление сократится почти на один процент. Правительство пока не знает, как победить бедность ни за год, ни за шесть лет. В таких условиях даже дорогая нефть ничего не гарантирует.
«Если бы не было статистики, мы бы даже не подозревали о том, как хорошо мы работаем. К/ф «Служебный роман».
Виктор Тарасенко