Кто только не брался за томское деревянное зодчество. И руками, и словами, и в мечтах. Разная власть, разные приоритеты. Денег тоже не всегда хватало, а вот страстное желание и понимание, что Томск не может остаться без дерева, а где дерево, там и история – это константа, из поколения в поколение.
Проект «Дом за рубль». Инвесторам предложили аварийные, расселенные деревянные дома. Всего их 50. В свое время их вывели из жилого фонда. Сначала предпиниматели все делают за свои деньги, а после завершения работ пользуются муниципальной собственностью на льготных условиях. Ежегодно за аренду инвестор будет платить один рубль.
«Мне было больно наблюдать за тем, как этот дом умирает. Были силы и возможности повлиять на это. А большая наша задача – доказать, что возможности есть. Я хочу сделать так, чтобы этим домом томичи гордились…», — предприниматель Александр Беликов.
Предприниматели уверяют, что на быструю окупаемость не рассчитывают. При этом точных сумм, которые планируется потратить на восстановление исторического объекта, не называют. Плюс-минус 20 миллионов рублей. Правда, где-то сумма увеличивается уже по ходу работ. Но, по словам инвесторов, интерес к дереву, умение с ним работать, ну и, конечно, любовь к Томску – важнее. Так, дом на проспекте Фрунзе, 32а восстанавливает строительная компания, за Пушкина, 24 отвечает компания по производству деревянных игрушек.
Во всем городе сейчас около 5000 деревянных домов. Значительная часть из которых – это барачные комплексы, жилые многоквартирные дома, советские индивидуальные дома. Еще порядка двух тысяч построены до Революции. Из них в 2006 году был сформирован, так называемый «список 701» – это дома, которые необходимо сохранить, чтобы не утратить исторический облик города. По подсчетам специалистов, список расширится, в него включат и каменные здания, не менее важные с исторической точки зрения.
«Оптимальная схема, когда с одной стороны город вкладывает и часть домов ремонтирует за свой счет. А с другой стороны, город должен расселять эти аварийные жилые дома и передавать инвесторам. У нас получается, что мы стоим то на одной, то на другой ноге…», — председатель комитета по сохранению исторического наследия департамента архитектуры и градостроительства мэрии Никита Кирсанов.
Из всего этого многообразия цифр, которые мы сейчас сложили, должен быть один логический вывод: есть деньги – есть деревянное зодчество. А вот когда денег нет – приходит вдохновение, появляются альтруисты и медленно, но верно, но кто-то, где-то, что-то пилит.
Летом 2017-го за ремонт фасадов в домах, представляющих историческую ценность, взялись волонтеры. Сформировалось движение «ТОМск Сойер Фест». Тогда же привели в порядок фасад дома на Дзержинского, 17. Осталось поставить забор – это более 300 тысяч рублей. В этом году томичи взялись за фасад второго дома по адресу Войкова, 18. И там забор – самый дорогой и исторически-ценный элемент.
«Стоит подумать о том, что мы, по большому счету, выполняем полномочия городской администрации. В прошлом году мы доказали, что можем это делать. И гораздо дешевле…», — общественник Андрей Иванов.
Сейчас областная власть очень осторожно, почти бездвижно пытается вернуться. Вернуться в работу по восстановлению «деревянной» истории. Для примера, вопрос об утверждении исторических границ Томской области, который, как считают в мэрии, помог бы определиться окончательно, какие дома – не памятники – необходимо сохранять, и как эту работу нужно выстраивать — так и не решен, уже года три. Но обсуждается в разных кабинетах, разных уровней.
Осталось договориться окончательно, как в городе все успеть: дороги до норматива довести и статус исторический не проспать.
Алина Штарк
Артем Изофатов