Источник фото: Tomsk.ru
Авторские материалы

Всегда с улыбкой: как работают проводники пассажирских вагонов

17:33 / 27.07.18
5734
Мы в социальных сетях:

Сегодня в Томске отмечают 120-летие железнодорожного узла Томск — Тайга. Однако главным ресурсом отрасли остается человек. Чаще всего пассажиры взаимодействуют с проводниками. Об их работе мы поговорили с опытным специалистом.

Первыми, кого мы замечаем у поезда на перроне — это проводники. В любую погоду и в любое время суток они стоят возле вагона, встречают и провожают пассажиров, проверяют билеты, могут помочь застелить постель или принести чай. Однако это далеко не вся работа проводников пассажирских вагонов, и, зачастую, сами пассажиры даже не догадываются, как непросто отвечать за их жизнь и здоровье, исправлять форс-мажорные ситуации, и при этом всегда сохранять спокойствие и улыбаться.

Начальник поезда Томск — Белый Яр Ирина Тоцкая работает на железной дороге уже 22 года. Однако свой первый рейс Томск — Новокузнецк, на который она отправилась в далеком 1996 году в качестве проводника, помнит до сих пор. Ирина рассказала корреспонденту Tomsk.ru о том, какую «незаметную» работу выполняют проводники, и на какие жертвы порой им приходится идти ради благополучия пассажиров.

Всегда с улыбкой: как работают проводники пассажирских вагонов

— Ирина, расскажите, как вы пришли работать на железную дорогу?

— Мои родители всю жизнь проработали здесь. Когда мне было всего три года, мама уже покупала мне билет на поезд и возила с собой, чтобы я посмотрела страну. Поскольку и я всю жизнь провела в вагоне, то в 18 лет, не задумываясь, пошла работать проводником. Первый мой рейс был на Новокузнецк. Всю дорогу я неотрывно следила за показаниями приборов, не сводила глаз с электрощита, боялась, не дай бог, случится замыкание, весь путь, как на иголках. Тем летом на кемеровской дороге произошла страшная авария: четыре груженых грузовых вагона столкнулись с электричкой. А там люди на картошку ехали, погибли почти все. С тех пор я каждый рейс говорю себе и своим проводникам, что в первую очередь, мы отвечаем за жизнь пассажиров, и переборщить в мерах безопасности невозможно.

— Что  вам больше всего нравится в вашей работе?

— Люди. Все они разные, с разными судьбами и историями. Мне всегда нравится смотреть, как кого-то провожают или встречают на перроне. Кто плачет, кто несется с цветами, кого родственники до окончания посадки не перестают обнимать и дают наставления. Всегда приятно смотреть на то, как других приветствуют шумной толпой, с шариками и широкими улыбками. Сразу видно — ждали.

— У многих проводников нет семьи, потому что большую часть жизни они проводят в дороге, а их дети предоставлены сами себе. Так ли это на самом деле?

— Действительно, брошенные дети — это проблема не только проводников, но и всех поездных работников. У меня у самой двое детей, сначала они плакали, что меня постоянно нет с ними, потом привыкли.

— Какие обязанности выполняют проводники,  и в чем заключается сложность их работы?

— Проводник производит посадку-высадку пассажиров, проверяет билеты, заполняет документы, раздает и собирает постельное белье, реализует кондитерские изделия и печатную продукцию, следит за чистотой в вагоне. Также часто ему приходится улаживать конфликты с пассажирами, порой, это непросто сделать — люди ведь разные бывают.

У нас есть одна примета: кто проработал проводником всю зиму, не испугался и не убежал — останется работать на железной дороге. Дело в том, что самый тяжелый труд начинается именно зимой, потому что тогда на плечи проводников ложатся дополнительные обязанности. Вода, которая сливается с раковины и туалетов, замерзает, и этот лед необходимо удалить со сливов и с колесных пар. Поэтому во время посадки проводники «отдалбливают» этот намерзший лед, льют в раковину горячую воду, чтобы растопить обледенения. Также не все составы отапливаются электричеством. Некоторые приходится топить углем. Например, поезд Томск — Белый Яр. В прошлую зиму за окном на севере области было –52. Представляете, сколько ведер  угля надо закинуть в котел, чтобы пассажиры не мерзли в этой консервной банке? А эти ведра очень тяжелые. Поэтому кто всю зиму отапливал вагон углем, отдалбливал на станциях лед в -50, не испугался и не ушел, тот точно останется работать проводником пассажирского вагона.

— Волнуетесь ли вы сейчас перед поездкой?

— Если проводник несет ответственность за один вагон, то начальник поезда отвечает не только за всех пассажиров в поезде, но и за своих сотрудников, и за техническое состояние состава. Поэтому сейчас работать еще страшнее. Каждую поездку ты встречаешь новых людей со своими проблемами. Они заплатили за свой билет, и предоставлять услуги им нужно качественно. Вот так, отбрасываешь все свои домашние проблемы, улыбаешься как можно искреннее и выходишь на перрон — встречать пассажиров.

Мария Масляева