В 2018 году в СМИ регулярно появляются слухи о грядущем мировом экономическом кризисе и даже о повторении дефолта в России. Кто-то строит предположения, опираясь на биржевые индексы и курс доллара, а кто-то исходит из простой закономерности: 1998 – 2008 – 2018, то есть кризис каждые десять лет. Основания для опасений у экономистов действительно есть, но пока все не так плохо как в 98-м году.
Кризисы 1998 и 2008 годов сильно потрясли мировую экономику, поэтому попытки предсказать следующий кризис оправданы. Особенно в преддверии августа, который в России традиционно считается «черным» месяцем, во многом благодаря дефолту двадцатилетней давности.
О потенциально кризисной ситуации говорят во всем мире, но мнения специалистов расходятся. Всемирный банк прогнозирует новый глобальный кризис, Банк Америки предрекает России дефолт, Владимир Путин опасается масштабной экономической катастрофы, а Герман Греф считает разговоры о кризисе спекуляциями.
Что предвещает новый кризис
У сегодняшней мировой экономики действительно есть несколько черт, объединяющих ее с предкризисными ситуациями десяти- и двадцатилетней давности:
Дорогой доллар — Федеральная резервная система (ФРС) США взяла курс на укрепление доллара. Происходит отказ от политики количественного смягчения, которая действует во всем мире с 2008 года, и повышение ключевой ставки ФРС. На графике видно, что прошлый рост ставки сменился резким снижением в преддверии кризиса 2008 года. Сейчас ставка вновь пошла вверх, что вызывает тревогу аналитиков.
Политика количественного смягчения — это действия направленные на преодоление кризиса: Центральный банк скупает ценные бумаги национальных компаний. Это наполняет экономику дешевыми деньгами и предотвращает массовые банкротства.
Уход капитала с рынков развивающихся стран — с укреплением доллара увеличивается прибыльность вложений в государственный долг США и в ценные бумаги американских компаний. Инвесторы уводят деньги из других стран в экономику США. Утекают деньги и из Азиатского региона, который в последнее десятилетие был драйвером роста мировой экономики. Мировой кризис 1998 года начался именно в Азии.
Рост биржевых индексов — резкий рост индексов опасен возникновением «финансовых пузырей». Инвесторам не выгодно вкладывать деньги в реальное производство, потому что доходность ценных бумаг на фондовом рынке гораздо выше. Биржевые индексы в последнее время показывают стремительный рост, что грозит снижением темпов промышленного производства и возникновением финансовых «пирамид» и «пузырей». Кризис 2008 года стартовал с ипотечного пузыря в США.
График индекса Dow Jones c сайта investing.com
Пример: можно вложить деньги в производство товаров и через 5 лет, когда бизнес будет налажен, товар завоюет рынок, и потребители начнут его покупать, получить дивиденды. А можно вложить их в ценные бумаги, которые за месяц вырастут в цене в два раза, и быстро удвоить свой капитал.
Высокая закредитованность — низкие ключевые ставки Центральных банков, действовавшие последние десять лет, привели к быстрому рост закредитованности. Сегодня общий долг всех государств, банков, организаций и физических лиц в мире превысил $225 трлн., а еще 18 лет назад этот показатель был на уровне $90 трлн.
Потенциальным детонатором нового глобального кризиса называют торговые войны, которые уже начались между США и Китаем и могут постепенно охватить весь мир. Новый кризис станет не валютным или финансовым, а торговым. В условиях глобализации это особенно тревожно, так как торговля важна для большинства стран.
Почему Россия избежит дефолта
По сравнению с 1998 годом у нашей экономики есть ряд преимуществ, которое позволят избежать дефолта:
- В 2018 году бюджет России исполняется без дефицита, а двадцать лет назад расходы превышали доходы на 8%.
- Внешний долг РФ сократился до 33% ВВП, тогда как в 1998 году он был 150%. Это сильно подрывало устойчивость экономики.
- Сейчас цена нефти позволяет России наращивать резервные фонды. Перед дефолтом нефть подешевела до $8 за баррель, а резервов почти не было.
- Курс рубля не привязан к доллару, нет официального валютного коридора. В 90-е рубль искусственно удерживался на заданном уровне. Сейчас наша валюта имеет плавающий курс и уже планомерно ослаблена, а, значит, резкого падения быть не должно. Свободный курс позволяет более тонко и оперативно подстраивать экономику под глобальные процессы.
Если дефолта в России не случится, мировой кризис все равно затронет нашу страну. Доля России в мировой торговле всего 3%, но глобальный экономический кризис вызовет снижение темпов промышленного роста во всем мире, а, значит, упадет спрос и цена на нефть. Длительная стагнация мировой экономики не выгодна никому.
Кризисы не случаются по расписанию, иначе они не были бы кризисами. И хотя экономисты могут ошибаться в деталях, общая картина современной мировой экономики далека от идеальной. После 2008 года накопилось множество проблем, однозначного решения у которых нет. Самое время диверсифицировать сбережения, если они есть. А если нет, то пора о них задуматься.
Виктор Тарасенко