С июля продукты животного происхождения в России должны сертифицироваться в единой системе «Меркурий». В электронных сертификатах записывается вся информация о производстве, транспортировке и реализации товаров. Это повысит прозрачность продовольственного рынка для конечного потребителя и облегчит контроль для государства.
В тестовом режиме систему электронной ветеринарной сертификации (ЭВС) «Меркурий» Россельхознадзор применяет с 2010 года. Она использовалась для учета импортной продукции и для контроля над перевозками в некоторых регионах. Но полноценно заработала система только в июле 2018 года, когда вступили в силу поправки к закону «О ветеринарии».
Но и теперь «Меркурий» обязателен не для всех. Производители готовой молочной продукции вместо ЭВС должны использовать электронную маркировку. Сырое молоко, поступающее в переработку, контролируется электронными сертификатами, а готовая продукция в магазинах только маркируется.
Исключение для молочных продуктов «продавили» крупнейшие производители: Danone и PepsiCo. По их мнению, использование электронных сертификатов увеличит цены на молочную продукцию на 10% и вызовет перебои с поставками.
С 1 июля регистрация в системе «Меркурий» обязательная для:
- производителей мяса, птицы, морепродуктов
- оптовых баз
- розничных магазинов
- предприятий общественного питания
Работа ЭВС основана на последовательном получении сертификатов на всех этапах производственного процесса, транспортировки и реализации.
Ферма, выращивающая коров, отражает в сертификате всю информацию о животных (вплоть до кормов и прививок). На скотобойне фиксируется убой и способ разделки. Мясоперерабатывающее предприятие фиксирует, по каким рецептам были сделаны блюда и полуфабрикаты из мяса. И так далее вплоть до конечного потребителя.
Бумажные сертификаты на бланках строгой отчетности, которые использовались до «Меркурия», содержали гораздо меньше информации. Процедура сертификации включала визуальный осмотр, проверку документов и органолептическую экспертизу, и часто представляла собой формальную процедуру.
Внедрение ЭВС — это следующий шаг по регулированию рынка пищевых продуктов. До этого похожую систему внедрили на рынке алкоголя — ЕГАИС, об эффективности которой до сих пор идут споры.
Зачем нужен «Меркурий»
По задумке Россельхознадзора электронные сертификаты должны решить две проблемы:
- Поднять уровень качества и безопасности продуктов питания. Контроль на всех этапах позволяет отследить нарушения рецептуры и сроков годности, использование вредных добавок. Через «Меркурий» всегда можно найти ответственного за нарушение.
- Устранить недобросовестную конкуренцию. Одна компания из тонны сырого молока делает тонну качественной продукции, а другая — две тонны продукции по сомнительной рецептуре. Вторая компания получит больше прибыли, но потребители могут пострадать.
Все это хорошо, но есть и «подводные камни». Поставщики опасаются нарушений периодичности поставок. Система в магазине просто не примет товар, если где-то в цепочке сертификатов произошел сбой. На первом этапе использования «Меркурия» уже возникли технические проблемы.
Малым фермерским хозяйствам придется покупать дорогое оборудование для автоматического учета продукции, без которого они лишатся возможности работать на рынке. Некоторые производители считают, что «Меркурий» направлен не столько на повышение прозрачности и борьбу с контрафактом, сколько на сбор налогов.
Полная автоматизация учета не оставляет пространства для полулегальных и нелегальных «налоговых маневров», которые применяются для максимилизации прибыли. «Меркурий» — часть большой системы ВетИС, которая выполняет и надзорные функции.
Чего ждать потребителям
Ожидаемый эффект — очистка рынка от некачественной продукции. Поэтапный контроль производителей и поставщиков снизит долю контрафакта. При этом может уменьшиться ассортимент продуктов в магазинах — не все производители смогут перейти на «Меркурий», а их продукция исчезнет с прилавков.
В России на 1 июля по разным оценкам были готовы к переходу на ЭВС от 15% до 50% производителей. В Томске готовность к «Меркурию» оценивается в 70%.
В перспективе потребители смогут проверять продукцию прямо в магазине с помощью мобильного приложения, которое считывает штрих-код и выдает полный отчет о производстве и доставке конкретного товара.
Хотя чиновники считают, что ЭВС никак не отразится на ценах, риск повышения инфляции все-таки есть. Для электронной сертификации бизнесу потребуются или новые специалисты, или переподготовка имеющихся работников, а также оборудование. Все это дополнительные затраты, которые повлияют на конечную цену продуктов.
Компенсировать рост цен может отказ от дорогих бланков Госзнака, на которых печатаются сертификаты сейчас. Это ежегодная экономия около 30 млрд. рублей по стране. Скорее всего, эта экономия не покроет расходы всех производителей, поставщиков и продавцов продуктов животного происхождения.
«Меркурий» — это часть той самой цифровой экономики, о которой сегодня так любят говорить по телевизору.
Виктор Тарасенко