В Томской области насчитывается 18,1 тысяча рек, ручьев и других водоемов, общей протяженностью около 95 тысяч километров, в том числе — 1620 рек протяженностью более десяти километров. Конечно, не все томские водоемы пригодны для купания и судоходства, но по нескольким крупным рекам вполне можно плавать на небольших суднах, катерах и лодках.
В статистике Томского сельского отделения Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Томской области, в Томске и Томском районе только с 1 января 2018 года было зарегистрировано 141 маломерное судно.
Как рассказал корреспонденту Tomsk.ru владелец моторной лодки Иван, он пользуется водным транспортом уже несколько лет. Купил лодку для того, чтобы плавать с семьей и рыбачить. По словам Ивана, приобретение лодки и ее обслуживание — дорогое удовольствие. Мало кто задумывается о том, что к лодке потребуются не только мотор, весла и спасательный жилет, но в ряде случаев, и удостоверение на право управления водным транспортом.
Чтобы получить так называемые «права», необходимо пройти обучение. В Томске несколько таких школ. Как рассказали корреспонденту Tomsk.ru в одной из них, в настоящее время число желающих получить удостоверение, стало заметно меньше. Сейчас обучение проходит группа из 12 человек. Здесь все также, как и при получении водительского удостоверения — теория, практика и экзамены. Особенность только в том, что практические навыки управления маломерным судном можно получить только летом, а теоретическую базу можно освоить в любое время года. По словам представителя школы, экзамен сдают почти все с первого раза. Из тридцати экзаменующихся может не сдать один, но это случается очень редко.
Маломерные суда имеющую длину корпуса до20 метров, с установленным стационарным либо подвесным лодочным двигателем мощностью свыше восьми киловатт, то есть свыше десяти лошадиных сил, и вместимостью пассажиров не более 12 человек, нужно регистрировать.
В Томске оформить приобретенное маломерное судно можно в Томском сельском отделении ГИМС. Чтобы получить судовой билет на судно с двигателем, их нужно будет предоставить для сверки заводских номеров и осмотра в государственную инспекцию по маломерным судам. Также для регистрации необходимо будет предоставить и ряд документов. Для перевозки металлических, пластиковых судов необходим прицеп. То есть, для того, чтобы стать полноправным владельцем лодки, нужно иметь еще, как минимум, машину и дополнительное оборудование. Также не стоит забывать о том, что лодку перед эксплуатацией на воде нужно оснастить необходимыми предметами. На борту судна всегда должны быть: медицинская аптечка, спасательные жилеты, по количеству пассажирских мест, весла, якорь с якорным тросом, плавающий черпак или электропомпа, аптечка для ремонта, конец Александрова, либо спасательный круг, свисток, фонарь, фальшфейер, либо ракетницы красного огня для подачи сигнала бедствия, кошма или огнетушитель. В том случае, если маломерное судно подлежит регистрации, на обоих бортах должны быть нанесены бортовые и установлен Российский флаг. Все это может проверить инспектор на водном объекте во время патрулирования. Как пояснил государственный инспектор по маломерным судам МЧС России по Томской области Алексей Набиев, триколор необходимо нанести на корпус судна за регистрационным номером, либо установить на мачте или прикрепить к борту.
Редакция портала Tomsk.ru произвела расчеты, согласно которым выяснила, какая средняя сумма потребуется томичу, чтобы стать капитаном лодки, небольшого катера или гидроцикла.
- Лодка — порядка 100 000 рублей
- Мотор — около 200 000 рублей
- Обучение, регистрация и пошлины — около 10 000 рублей
- Оснащение — порядка 5 000 рублей
- Флаг с флагштоком — около 2 000 рублей
- Комплект спасательных жилетов — около 5 000 рублей
Это обязательные траты. Также в круглую сумму обойдется покупка прицепа, если судно не надувное, которое можно перевозить в салоне автомобиля. А если у будущего судовладельца нет личного автомобиля, то нужно задуматься и об этом приобретении. Важно помнить, что сезон навигации в нашем регионе ограничен, поэтому водный транспорт придется где-то хранить. И если у вас нет второго гаража, то придется арендовать место на лодочной станции, а это еще дополнительные расходы.
Екатерина Горникова