Идеальная осанка, безупречная фигура, белоснежная улыбка, отглаженная форма — и женщины, и мужчины, становясь бортпроводниками, превращаются в совершенных людей. Они умеют вести себя в любой ситуации, будь то экстренные роды на борту или пьяный дебошир, захват террористов или зона турбулентности. 12 июля отмечается Всемирный день бортпроводника гражданской авиации, и сегодня старший бортпроводник-инструктор по сервису авиакомпании «Уральские Авиалинии» Ксения Смирнова рассказала о том, как стать идеальной стюардессой.
— По образованию я учитель начальных классов, закончив вуз, попыталась найти работу по специальности, но не устроила зарплата. Мой дядя тогда работал в авиакомпании наземным инженером, он и предложил мне попробовать стать бортпроводником. Я согласилась попробовать. Так и «пробую» уже 13 лет.
— Какие требования предъявляет компания при наборе бортпроводников?
— Мужчины — только с военным билетом, старше 18 лет. Нужны приятные внешние данные без видимых изъянов и татуировок на открытых участках тела. Пропорциональная стройная фигура и правильная осанка. Рост девушек — не ниже 160 сантиметров, мужчин — не ниже 170. Размер одежды: для женщин до 46-го при росте в 160 сантиметров, до 48-го — при 175, для мужчин — до 52-го размера. Бортпроводник должен иметь широкий кругозор, способность к логическому мышлению, уметь адекватно оценивать ситуацию, хорошо владеть русским языком, иметь грамотную речь и четкую дикцию. Говорить ясно, четко, кратко. Наличие акцента или дефекта речи недопустимо.
— Как проходит набор?
— Все желающие заполняют анкету на сайте авиакомпании, она поступает в отдел мотивации и обрабатывается специалистами. Все, кто подходит по параметрам, должны предоставить справку о несудимости и справку и о том, что они не привлекались за наркотики. Далее претенденты попадают на собеседование, где мы проверяем в том числе уровень знания английского языка. Если кандидат нас устраивает, он направляется на медкомиссию. Пройдя ее, человек проходит обучение в течение трех месяцев, а в конце — 30 часов на сервисном тренажере. После этого можно получить свидетельство бортпроводника и приступать к полетам.
— Чему учат будущих бортпроводников?
— Обучение происходит по разным дисциплинам, начиная от воздушного права и заканчивая авиационной медициной. Изучают обслуживание пассажиров, перевозку багажа, правила поведения во внештатных ситуациях, проходят аварийно-спасательную подготовку, безопасность полетов. Конечно, бортпроводники должны быть стрессоустойчивы, в любой нештатной ситуации они должны поддерживать оптимизм пассажиров, уверяя, что все закончится хорошим исходом.
— Сколько лет можно работать бортпроводником?
— Пенсия у девушек оформляется с 45 лет, у мужчин — с 50. Чтобы налетать льгот на эту пенсию, девушке нужно отлетать 7,5 лет, молодым людям — десять лет. Пенсия оформляется так рано из-за вредности для здоровья, у нас же радиация.
— Как стать стюардессой бизнес-класса?
— Для этого в нашей авиакомпании нужно отработать полгода, чтобы выучить технологии, уметь владеть ими. Каждое повышение по службе проходит через конкурс. Претенденты должны показать владение английским языком в совершенстве, а также, конечно, оцениваем внешний вид. В рамках конкурса предлагаем решать ситуации. Например, пришла пассажирка в белой норковой шубе, а на самолете нет гардероба, твои действия? Надо не обидеть пассажирку, принести ей извинения, успокоить, сказать, размещу шубу на багажной полке, уберу в пакет, и с вашей шубой ничего не случится, она будет одна лежать на полочке, никаких других вещей рядом не будет.
— Какие нестандартные ситуации случаются при полетах?
— Недавно у нас произошла ситуация, из ряда вон выходящая: у женщины на борту начались преждевременные роды. Бортпроводники сделали все возможное: приняли роды, сейчас ребенок и мама чувствуют себя хорошо. Также пассажирам часто не хватает кислорода, они теряют сознание. У нас есть аптечки, мы оказываем первую доврачебную помощь: нашатырь, кислородный баллон, крепкий сладкий чай.
— Другие пассажиры помогают стюардессам в таких ситуациях?
— Да, конечно. Когда нам нужна медпомощь, мы можем по громкой связи объявить: если среди пассажиров есть медицинские работники, просьба обратиться к бортпроводникам. Практически всегда на борту есть люди, как-то связанные с медициной, и они помогают. То же самое с дебоширами: у меня была ситуация, когда пассажир буянил, и ко мне обратилась девушка, говорит, я работаю в полиции, если что — обращайтесь, я его скручу. Пассажиры не остаются в стороне и всегда приходят на помощь.
— Кстати о дебоширах, как вы себя ведете с ними?
— Мы должны вести себя корректно. Сначала — подаем письменное предупреждение, а дальше зависит от ситуации. Если что-то серьезное, то командир принимает решение о посадке на ближайший аэродром.
— Расскажите, пожалуйста, как живет стюардесса? Вероятно, постоянно соблюдает диету, чтобы не поправиться…
— Все зависит от конституции человека, кто-то полнеет, кто-то — нет. С таким режимом нужно придерживаться правильного питания, иначе начинает болеть желудок. В основном все питаются правильно, носят в самолет йогурты, кефир.
— А если кто-то все-таки поправится, грозит увольнение?
— Нет, этого мы не можем сделать по законодательству. У нас есть врач, который отслеживает ситуацию и ставит диагноз, например, ожирение, и отправляет на обследование, где врач расписывает диету.
— Вообще, за что могут уволить бортпроводника?
— За прогулы. Если есть два выговора — все, увольнение. Также были увольнения из-за соцсетей: бортпроводник выложил фото и под ним нецензурно выражался в адрес своей же авиакомпании. Мы сейчас проводим большую работу с вновь поступающими людьми в плане поведения в соцсетях. Обсуждаем, как вести себя в интернете, какие фото можно выкладывать, какие — нет. Запреты касаются формы. У нас есть стандарт: можно носить с формой только обручальное кольцо и наручные часы, сережки — до одного сантиметра в диаметре. Если есть цепочка или браслетик — это нарушение формы одежды, поэтому и на фото, где стюардесса в форме, нарушений быть не должно.
— Какие сложности в работе бортпроводника?
— Стюардесса должна быть постоянно наготове, всегда поддерживать макияж, форму, следить, чтобы форма была чистая и красивая. Самая главная сложность — выспаться. В разных городах и странах хочется съездить и все посмотреть, а ведь еще нужно поспать. И для нас самое главное — здоровье. Если мы не пройдем медкомиссию — прощай, работа.
— А как тогда спать в таком режиме?
— Нам дается предполетный отдых. Бортпроводники за сутки узнают свой полетный план, знают, что у них будет ранний вылет. Мы их учим этому: если у вас ранний вылет, вы должны лечь спать и выспаться. Учим, чтобы все свои домашние хлопоты и плохое настроение стюардессы оставляли дома. В самолет мы заходим и улыбаемся. Мы улыбаемся пассажиру, как старому знакомому, и это срабатывает.
— Как вы отдыхаете? Вы можете провести выходной, будучи ненакрашенной, растрепанной, в растянутых трениках?
— Легко! У нас работа связна с общением с огромным количеством людей. 300 пассажиров через тебя прошли, и ты с каждым должна поздороваться и с каждым — попрощаться. В выходные я могу в пижаме лежать на диване и смотреть сериалы, заказать пиццу. Также я начала летать в санатории, поняла, что это необходимо — отдыхать от людей.
— Как обычно семья стюардессы относится к ее работе?
— Жизнь, конечно, очень меняется, привыкаешь к тому, что постоянно в движении, это тебя заманивает, затягивает, это «чемоданное» настроение… Конечно, близкие страдают, что мамы нет рядом, жены нет, и очень часто из-за этого рушатся семьи. Если попался понимающий муж, все складывается хорошо: тебя ждут дома, встречают. У меня есть дочь, и когда я только вышла из декрета, она не принимала мою работу. Хватала за форму, кричала, требовала снять. Потом, конечно, привыкла и теперь ждет меня из командировки, спрашивает, что купила.
— А вы бы разрешили ей пойти по вашим стопам?
— Думаю, да. Работа стюардессы — это не только возможность хорошо заработать, это еще и интересно, это возможность повидать мир и встретить множество замечательных людей.
Екатерина Руденко