Термин «цифровая экономика» звучит в России все чаще. В новых майских указах президента этой теме посвящен целый раздел. Программу «Цифровая экономика Российской Федерации» приняли еще летом 2017 года, но правительство собирается ее переписать с учетом новых требований президента. Разберемся, что такое цифровая экономика и почему она набирает популярность.
Новый формат старой экономики
Идею электронной или цифровой экономики сформулировал в 1995 году американский информатик Николас Негропонте, который обозначил превосходство цифрового производства над традиционным. По его мнению, преимущество цифровых товаров в том, что:
- у них нет массы;
- они почти не требуют сырья;
- могут мгновенно передаваться между участниками сделки.
Электронная экономика – это не только производство цифровых товаров и продажа их за электронные деньги. Сегодня такое узкое определение больше подходит для электронной коммерции. Цифровая экономика воспринимается гораздо шире, как способ усовершенствовать реальную экономику. Цифровизация – это следующий шаг после автоматизации. В 21 веке трудно представить крупное эффективное производство без автоматизированных систем. Через несколько лет то же самое произойдет и с цифровыми технологиями.
Герман Греф, президент Сбербанка: «Три практические вещи, которые изменят мой сектор: блокчейн, квантовый компьютинг и искусственный интеллект».
В России реализуется программа «Цифровая экономика Российской Федерации», пять направлений которой охватывают экономическую, социальную и политическую сферы государства:
Образование – специалисты должны понимать специфику цифровой экономики и уметь пользоваться ее возможностями.
Информационная инфраструктура – все жители страны должны иметь равные возможности, чтобы цифровая экономика работала, как единый механизм.
Безопасность – для эффективной работы нужен высокий уровень защиты личных данных, коммерческих и государственных тайн.
Исследования – цифровые технологии развиваются очень быстро. Без постоянной работы над новыми направлениями невозможно сохранить актуальность всех сервисов.
Регулирование – не все новые технологии укладываются в существующее правовое поле. Государству нужно проявлять гибкость в законотворчестве, чтобы реально существующие возможности не выпали из юридической реальности.
По задумке правительства реализация этой программы до 2024 года позволит создать базу для развития в стране высокотехнологичных производств. Направления развития не привязаны к электронной коммерции, но актуальны для политической, экономической и социальной жизни страны. Это соответствует мировым тенденциям – переход на новые технологии во всех областях.
Почему это важно
Сельскохозяйственная и промышленная революции навсегда изменили облик человечества: жизненный уклад, способы производства и культуру потребления. Цифровая революция уже произошла, и страны, вовремя не осознавшие это, потеряют свои преимущества. Ресурсы уже не гарантирует процветания, если они используются неэффективно.
Сильная сторона цифровых технологий – это именно эффективность. Оцифровка процессов снижает временные и ресурсные затраты. Это касается и маркетинга, и фундаментального производства. Примеров цифровых технологий, внедряемых в промышленности, уже немало:
- Индустриальный интернет – взаимная интеграция средств производства
- Робототехника – использование промышленных роботов на производственных линиях
- Искусственный интеллект и машинное обучение – увеличение скорости принятия решений, расчет максимально эффективных алгоритмов
- Беспроводная связь – мгновенная передача информации, коммуникация между всеми участниками производственных процессов
- Квантовые технологии – многократное увеличение вычислительных мощностей. Пока это больше относится к фундаментальной науке, но в перспективе получит и практическое применение
- Нейросети – прогнозирование, планирование и управление сложными процессами
Фото с сайта mckinseychina.com
Цифровые технологии в маркетинге не менее важны. Современная экономика ориентирована в первую очередь на спрос. Поэтому в экономике механизмы анализа и формирования спроса играют роль не меньшую, чем производство товаров и услуг. Цифровой маркетинг использует анализ больших данных, виртуальную и дополненную реальности, системы удаленной идентификации личности и мгновенные платежные операции
Цифровая экономика идет на пользу всем. Потребители и производители становятся ближе за счет технологий и лучше понимают друг друга. Исчезают посредники – за счет этого снижаются цены и растет качество.
Профессор Митио Каку: «Посредники проиграют. Amazon и Uber уже завоевали мир, изменив все».
Бизнес снижает производственные издержки. Растет эффективность бизнес-процессов, как внутри отдельных компаний, так и на глобальном рынке. Освобождаются ресурсы, которые направляются на дальнейшее совершенствование технологий.
Государство, активно использующее возможности цифровой экономики, получает выгоду в виде повышения производительности труда, роста ВВП, и улучшения конкурентных позиций на мировой политической арене. Потенциал роста валового продукта России за счет увеличения доли цифровой экономики оценивается в 20-30% до 2025 года.
Дмитрий Медведев: «У России нет отдельного пути в развитии цифры, мы бы хотели заниматься этим вместе с другими странами»
Будет ли это работать
Владимир Путин поручил увеличить затраты на цифровую экономику в три раза. Перед правительством стоят конкретные цели: 10 крупных высокотехнологичных проектов-локомотивов, 500 стартапов в области цифровых технологий, 120 тысяч выпускников по информационным специальностям, высокосортной интернет для 97% населения, связь 5G в городах-миллионерах. Все это говорит о важности цифровой экономики для России.
Но ситуация вокруг цифровой экономики уже напоминает ажиотаж вокруг инноваций, начавшийся несколько лет назад. Термин «цифровая экономика» уже превращается в маркетинговый бренд, за которым теряется суть. Цифровизация экономики должна быть естественным процессом, который опирается на органичную экосистему бизнеса и развитую информационную инфраструктуру внутри страны.
В России плотность автоматизации производства в 30 раз ниже, чем в среднем по Европе. Эффективность цифровой экономики в таких условиях под вопросом. Умные города, цифровое здравоохранение и скоростной мобильный интернет – это хорошо, но это должно быть результатом эволюционного развития экономики, а попытки искусственно насадить «цифру» сверху выглядят, как попытка получить политические очки.
Виктор Тарасенко