Рынок мобильной связи в России не отличается большой конкуренцией. Большую четверку мобильных операторов кроме их основной деятельности по оказанию услуг связи объединяет одно ― жадность до денег. Именно она является причиной навязывания нежелательных платных подписок, от которых страдает чуть ли не каждый третий абонент. Наверняка и вы не раз задавались вопросом о том, почему без вашего согласия со счета могут списать кругленькую сумму. В сегодняшней статье рубрики «Право знать» мы расскажем о методах воздействия на операторов связи, чтобы вы смогли сберечь свои деньги. «Право знать» — знай свои права!
1. Что такое платные подписки и откуда они берутся?
Платные подписки ― это расчетливый бизнес-ход сотовых операторов и их партнеров. Не желая довольствоваться платой пользователей только за звонки, интернет и сообщения, операторы придумали хитрый план по выкачке денег с абонентов. Основной упор в этом бизнесе сделан на то, что во всех списаниях денег виноваты вы сами, а оператор ни при чем. По крайней мере, именно так вам скажут в салоне сотовой связи или по телефону. Ясное дело, что добровольно никто не станет подключать себе непонятные услуги стоимостью от 900 рублей в месяц и выше. Поэтому реагировать на обвинения вроде «вы сами себе наподключали услуг, а теперь нас просите вернуть вам деньги» как минимум неразумно. Разгневанные пользователи могут сколько угодно обрывать «горячие линии» служб техподдержки, однако маловероятно, что и это принесет результат. Конечно же, технический специалист скажет вам, что мобильный оператор в первую очередь заботится о своих абонентах, но на этом все и закончится. Подобные уловки нужны только для того, чтобы усыпить вашу бдительность. На самом же деле «забота об абонентах» ― лицемерие высшей пробы, поскольку операторам причитается львиная доля доходов от навязанных подписок и никому не нужных услуг.
Так или иначе, но на сегодняшний день пользователей, которым действительно нужны услуги вроде «Слушай музыку вместо гудков» немного. Операторам же как-то нужно зарабатывать. Именно поэтому в ход идут уловки, связанные с посещением пользователями сайтов, на которых размещаются баннеры с раздражающей рекламой. Наверняка вы сталкивались с тем, что навязчивый квадрат, который сообщает вам о том, что вы якобы выиграли грин-карту или сорвали джекпот в лотерее, не так-то просто закрыть. Именно на это и сделан расчет. При нажатии на такие баннеры может открыться страница оператора связи, и уже там вам сообщат, что ненужная услуга успешно подключена. Но это в лучшем случае. Большинство операторов не уведомляют о подключении подписок своих пользователей, а лишь ставят их перед фактом, сообщая об отрицательном балансе счета.
На первый взгляд все это напоминает какой-то порочный круг. Нажать куда-то на сайте ― дело нехитрое, да и, как правило, происходит это случайно. При этом в салоне связи вас будут уверять в том, что вы сами целенаправленно подключили услугу и якобы согласны с условиями, на которых она оказывается. Деньги при этом тают на глазах, а если счет пуст, то появляется отрицательный баланс. Сотрудники оператора не спешат на помощь. И что же делать? Если вы не готовы мириться с тем, что мобильный оператор грабит ваш счет, читайте далее.
2. Как еще вас могут обмануть мобильные операторы?
Ненужные услуги, подключенные без вашего согласия ― далеко не единственный способ обмана клиентов операторами связи. Одной из наиболее распространенных уловок является изменение условий обслуживания в одностороннем порядке. Иными словами, в договор, который заключен между компанией и абонентом, операторы вносят изменения без надлежащего уведомления клиента. Важно знать, что по закону мобильные операторы имеют право изменять условия обслуживания, однако уведомление абонента в таком деле обязательно. Федеральный закон «О связи» устанавливает десятидневный срок, в который абонент должен узнать о том, что условия его тарифа меняются. На практике может случиться так, что за эти 10 дней вы можете передумать продолжать пользоваться услугами оператора связи, который увеличивает их стоимость. Право отказаться от услуг у вас никто отнять не может. Другой вопрос, как операторы осуществляют такое уведомление. По закону, они могут размещать информацию о повышении стоимости услуг на своем официальном сайте. Но часто ли вы заходите на сайт своего мобильного оператора? Скорее всего нет. Именно поэтому абоненты, которые не спускают на тормозах повышение стоимости услуг, вполне могут выиграть в суде дело против компании-оператора. Такие прецеденты уже были: суды признавали, что один из операторов «большой четверки» включал в договор условия, которые ущемляли права потребителей и назначал истцам денежную компенсацию. Знайте, что кроме присуждения потребителям денежных компенсаций, операторов могут оштрафовать за то, что они подключают услуги без ведома абонента.
3. Как бороться с обманом и что делать, чтобы вернуть списанные со счета деньги?
Столкнувшись с обманом операторами сотовой связи важно знать, как правильно поступить. В инфографике мы составили для вас краткий план действий, который пригодится в подобных ситуациях. А далее вас ждет подробная пошаговая инструкция.
Итак, при подключении не нужных вам услуг мобильные операторы действуют недобросовестно, а списание средств осуществляется непрозрачно. Это значит, что вы можете защитить свои права самостоятельно. Отстоять права в подобных ситуациях вам поможет наша инструкция.
Сразу отметим, что при обращении в судебные инстанции граждане часто выигрывают подобные споры. При этом суды отмечают, что подключение услуг без ведома абонента незаконно. Однако судебные разбирательства сразу же после обнаружения списания денег невозможны.
В первую очередь, когда вы узнали, что с лицевого счета списываются деньги за услугу, которую вы не подключали и не хотели подключать, необходимо обратиться с претензией к мобильному оператору. Вы можете сделать это по почте, однако высока вероятность того, что о вашей претензии просто забудут или она где-нибудь «затеряется». Лучше всего обращаться лично в офис оператора связи. Важно знать, что на сегодняшний день обращаться в суд до момента досудебного урегулирования спора невозможно, поэтому претензия в данном вопросе имеет очень важное значение. В ней необходимо указать, с какого счета, в каких суммах и за какие подписки были сняты денежные средства. Документ вы можете составить в свободной форме в двух экземплярах. Ваш экземпляр сотрудник компании-оператора должен заверить отметкой о принятии и своей подписью.
Если после направления претензии ваша проблема не разрешилась, то следующим шагом будет жалоба в Роспотребнадзор и Роскомнадзор. Ведомства проведут по вашей жалобе проверку. Если будут обнаружены нарушения, то привлечения к административной ответственности мобильному оператору не избежать.
Помните, что после обращения с жалобой к оператору и в компетентные органы, у вас соберется необходимая доказательственная база, для того, чтобы в дальнейшем обратиться в суд.
Судебные разбирательства ― завершающая стадия защиты своих прав. В случае, если все предыдущие шаги не дали результата, то в суде вы можете взыскать с оператора денежные средства, которые списывались за подключенные без вашего ведома услуги, а также потребовать компенсацию морального вреда и всех расходов, связанных с судебным разбирательством. Учитывайте, что намеренное затягивание мобильным оператором решения вашего вопроса в досудебном порядке не играет ему на руку в суде. Практика показывает, что обоснование списания денег тем, что пользователи имеют доступ к условиям, на которых оказываются платные услуги и подтверждают подключение услуги путем нажатия соответствующей кнопки, чаще всего не устраивают судей.
Важно: в соответствии со статьей 44 Федерального закона «О связи», если мобильный оператор подключает своему абоненту ту или иную платную услугу, которую оказывают третьи лица, он должен по запросу абонента создать специальный контентный счет. Далее вы узнаете о том, правда ли контентный счет раз и навсегда спасет вас от навязанных подписок и сбережет вам деньги.
4. Спасение от навязанных подписок: что такое контентный счет?
Контентный счет ― это отдельный лицевой счет, с которого списываются деньги только за дополнительные платные услуги. При его открытии все основные услуги будут оплачиваться, как прежде. По запросу абонента оператор обязан открыть такой счет. Все процедуры по открытию счета бесплатны. Однако не удивляйтесь, что сотрудник в офисе мобильного оператора может измениться в лице, когда вы попросите его об открытии подобного счета. Операторы связи неохотно делятся этой информацией с клиентами, поскольку тогда могут потерять в доходах. Несмотря на это, отказать вам в открытии счета сотрудники компании не имеют права. После открытия контентного счета никогда его не пополняйте. И в этом случае вопрос с платными навязанными подписками будет решен раз и навсегда.
Несмотря на то что закон защищает абонента, знают об этом лишь единицы. С помощью сегодняшней статьи вы сможете преодолеть хитрости мобильных операторов и сберечь свои деньги. Но даже если вы не сталкиваетесь с регулярным списанием денег из-за навязанных подписок, мы все равно рекомендуем вам проверить их наличие или отсутствие в личном кабинете, а также открыть контентный лицевой счет в офисе своего оператора. Делитесь со своими друзьями статьями рубрики «Право знать» в социальных сетях и знайте свои права.
Дмитрий Аксенов