Источник фото: pexels.com
Интересное

Экономическая инфраструктура: почему о ней заговорили и в Сибири?

19:00 / 31.05.18
3888
Мы в социальных сетях:

В Санкт-Петербурге прошел Международный экономический форум. В числе прочего участники много говорили о поиске новых путей развития российской экономики. Министр финансов Антон Силуанов назвал инвестиции в инфраструктуру приоритетом государства. По его словам, в 2019 году на это выделят до 3% ВВП через новый бюджетный фонд. Разбираемся, о какой инфраструктуре идет речь, и как она поможет национальной экономике.

 Экономическая инфраструктура: почему о ней заговорили и в Сибири?

Разнообразие инфраструктуры

Часто в СМИ инфраструктурой называют дороги или другие пути сообщения, что в широком смысле верно. Но чиновники, экономисты и бизнесмены обычно говорят об экономической инфраструктуре, которая обеспечивает производство, распределение и сбыт товаров и услуг в стране. В ней выделяется четыре сегмента:

Транспортный – пути сообщения и все, что с ними связано. Хорошие дороги важны для экономики: это и расширение рынков сбыта, и мобильность населения внутри страны, и инвестиционная привлекательность регионов, и связь предприятий на разных этапах производственного цикла. По хорошим дорогам люди готовы дальше ездить до рабочего места – это более эффективное использование трудовых ресурсов. Развитая дорожная сеть снижает временные и финансовые издержки бизнеса. К этому же сегменту относятся логистические центры, железные дороги, вокзалы, аэропорты – все, что помогает быстрее, дешевле и проще устанавливать связи между разными частями экономики.

Вспомните историю Новосибирска. Небольшая сибирская деревня превратилась в мегаполис благодаря Транссибирской магистрали.

Социальный – обеспечение уровня жизни людей: медицинское обслуживание, образование, детские сады, городская среда, магазины, культурный досуг. Государственная экономика рассматривает жителей страны, как человеческий капитал, высокая эффективность которого невозможна без комфортных условий жизни. Хорошая социальная инфраструктура способствует профессиональному росту и притягивает людей, а плохая – отталкивает. Это касается городов, регионов и страны в целом.

«Утечка мозгов» – одно из следствий низкого уровня социальной инфраструктуры.

Инженерный – без этого сегмента невозможна эффективная работа предприятий и применение технологий. К этому сегменту относится: снабжение электричеством, водой, технологическими элементами, строительство. Из-за высоких стартовых затрат бизнес не придет в регион, где нет инженерной инфраструктуры. Это мешает привлечению внутренних и иностранных инвестиций и развитию экономики.

Информационный – современная высокотехнологичная экономика невозможна без интернета. Сюда же относятся все средства массовой информации, но по важности для экономики они уступают интернету. Трудно представить создание новой Силиконовой долины на диал-ап модемах или вообще без доступа во всемирную сеть.

 Экономическая инфраструктура: почему о ней заговорили и в Сибири?

Важность этой темы для России подтверждают майские указы президента – в них инфраструктура упоминаются 14 раз. Неразвитая инфраструктура ослабляет все отрасли экономики, что ведет к финансовым потерям для государства и снижению уровня жизни для людей. Поэтому развивать экономическую инфраструктуру должны власти всех уровней: от местного до федерального.

О чем стоит беспокоиться?

Сейчас российская экономическая инфраструктура на низком уровне – 93-е место в мире, согласно отчету Всемирного экономического форума за 2015 год. Для экономики России это особенно важно из-за огромных расстояний. Чем больше территория страны, тем труднее объединить ее части в единую систему, и тем выше значимость всех элементов инфраструктуры.

Большинство инфраструктурных проектов реализуется в европейской части России – там и плотность населения выше и бизнес развивается активнее. А вот Сибирь и Дальний Восток до недавних пор оставались «не у дел». А ведь это регионы с большими запасами природных ресурсов, на которых держится экономика страны, и с самыми большими территориями. То есть инфраструктура здесь особенно важна.

Качество автомобильных дорог в стране низкое –  чтобы убедиться в этом, достаточно прогуляться по городу. До некоторых населенных пунктов вообще не добраться на автомобиле – нужен водный или воздушный транспорт. Качество железнодорожной инфраструктуры выше – 31-е место в мире, но железные дороги охватывают далеко не всю территорию страны, а высокоскоростных магистралей всего около двадцати, из которых только три на Урале, остальные в европейской части.

В России 50 энергодефицитных регионов – это тоже осложняет ведение бизнеса из-за высоких цен на электричество. Покрытие интернетом в России на достаточно высоком уровне – около 76%. Газификация регионов завершена только на 67-69%.

Экономическая инфраструктура: почему о ней заговорили и в Сибири?

Всем сегментам экономической инфраструктуры России есть, куда расти. Но в последние пять лет уровень инвестиций не способствует росту – в инфраструктуру вкладывается менее 3% ВВП. Для сравнения в Китае (самая быстрорастущая экономика в мире) этот показатель около 7%. В планах китайского правительства сотни инфраструктурных проектов, которые должны поддержать высокие темпы роста экономики.

В США (самая большая экономика в мире) инвестиции в инфраструктуру снижались с 2008 года – до уровня 1,5% ВВП, что вызвало опасения американских экономистов. Сейчас в Соединенных штатах обсуждается проект «исправления устаревающей инфраструктуры» стоимостью $1-1,5 трлн. за 10 лет.

Что мешает развитию?

Без развитой инфраструктуры Россия не сможет войти в число ведущих мировых экономик. Все это понимают, но проблема до сих пор не решена. Причина в отсутствии средств. Финансирование крупных инфраструктурных проектов имеет ряд особенностей, которые затрудняют привлечение денег из любых источников. 

  • Государственные деньги – из-за непрозрачного отбора подрядчиков и слабого контроля со стороны государства бюджетные деньги расходуются неэффективно. Недавний пример – многократное увеличение стоимости крымского моста в ходе строительства. Поэтому в условиях кризиса подобные траты сокращают.
  • Деньги бизнеса – срок окупаемости инфраструктурных проектов 20-30 лет. Далеко не каждый бизнес готов заморозить средства на такой долгий срок. К тому же не все масштабные проекты окупаются, что еще больше пугает бизнесменов.
  • Кредитные деньги – банки неохотно финансируют инфраструктурные проекты из-за неликвидности залога. Недостроенную дорогу или электростанцию продать почти невозможно. Кредитные организации не готовы к такому риску.
  • Иностранные инвестиции – из-за политической нестабильности и экономических санкций в отношении России иностранный бизнес избегает долгосрочных инвестиций в российскую инфраструктуру.

Экономическая инфраструктура: почему о ней заговорили и в Сибири? 

В России уже пробовали несколько способов финансирования инфраструктурных проектов: пытались привлечь бизнес через государственно-частное партнерство (ГЧП), запускали инфраструктурную ипотеку, выделяли деньги из Фонда национального благосостояния, привлекали китайские инвестиции, выпускали концессионные облигации. Инструменты показали разную степень успешности, но глобальной проблемы не решили.

На этот раз для финансирования инфраструктурных проектов планируется создание специального инвестиционного фонда в бюджете. Наполняться фонд будет по 100-200 млрд. рублей в год за счет дополнительного выпуска облигаций. Еще один источник финансирования – обновленное ГЧП 2.0, то есть совместные проекты бизнеса и государства. Эти инициативы укладываются в майские указы президента, но вот хватит ли на них денег пока не понятно. Дмитрий Медведев оценил «стоимость» указов в 8 трлн. рублей до 2024 года.

Инвестиции в экономическую инфраструктуру выгодны государству в долгосрочной перспективе. Какие-то из них окупаются напрямую: логистические центры, порты, терминалы, платные дороги. Другие окупаются косвенно – за счет роста товарооборота или транзитных пошлин.

Экономическая инфраструктура: почему о ней заговорили и в Сибири?

Развитие инфраструктуры задействует всю экономику: строительство, проведение коммуникаций, производство материалов, проектирование, разработка ПО, транспорт. Крупные проекты задействуют все эти отрасли, а значит в них поступает дополнительное финансирование, развивается производство и частный бизнес, увеличиваются зарплаты, поднимается спрос. Государство получает больше налогов – это тоже косвенный эффект развития инфраструктуры.

Есть и политическая составляющая – увеличение влияния в регионе за счет интеграции в торговые отношения и участия в международных суперпроектах, таких как Новый шелковый путь.

В планах нового правительства много значимых и полезных инфраструктурных проектов. Их реализация станет базой для создания инновационного производства, цифровой экономики и повышения уровня жизни, о которых так много говорят в последнее время.

Виктор Тарасенко