Цены на бензин бьют все рекорды, топливо дорожает каждые 3-4 дня, и непонятно, когда этот процесс остановится. По разным прогнозам рост цен составит от 3 до 5 рублей за литр бензина, и коснется это не только автолюбителей, но всех россиян. Вслед за бензином подорожают все товары и услуги. Разбираемся, почему в стране с огромными запасами нефти цены на бензин растут.
До и после выборов
Рыночная ситуация, предопределившая рост цен на топливо, сложилась еще в конце 2017 года: нефть на мировых рынках стабильно дорожает, в сентябре правительство одобрило повышение акцизов на бензин, налоговый маневр, который должен был стимулировать развитие нефтепереработки в России, не сработал.
График цены нефти марки Brent с сайта finam.ru
Перед выборами цены на топливо искусственно сдерживались во избежание нарастания социального напряжения. В начале 2018 года Владимир Путин заявлял, что у государства есть возможность зафиксировать цену на бензин. А Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не увидела предпосылок для резкого роста цены.
До марта бензин действительно удержали на уровне конца 2017 года, но почти сразу после выборов началось удорожание топлива. Это видно на графике средних месячных цен на бензин в Томске. До марта 2018 – плавное боковое движение, после – резкий рост.
Во всей стране ситуация такая же, что не удивительно. Исторически бензин всегда дорожает, и сейчас его производители компенсируют потерянную перед выборами прибыль. На это наложились еще несколько факторов, усугубивших рост цен.
Цены будут расти
В 2017 году стоимость бензина обогнала инфляцию почти в три раза:
- Удорожание бензина – 7,3%
- Официальная инфляция – 2,5%
В 2018 году ситуация может повториться, цены на топливо уже растут быстрее средней инфляции. Кроме выборов президента для этого есть еще несколько причин.
Дефицит топлива
Несмотря на впечатляющую добычу нефти, бензина в России производится не так много. По данным Министерства энергетики около 7% сырой нефти перерабатывается в бензин (еще около 10% в другие виды топлива).
При этом экспорт бензина из России растет: в 2019 году планируется реализовать за границей 19,8 млн.т., а в 2020 – 23,9 млн. т. топлива. Это создает дефицит внутри страны. Особенно это ощущается весной, когда сельскохозяйственные работы требуют большого количества всех видов топлива. Все это способствует росту внутренних цен на бензин.
Ремонт на НПЗ
В ноябре 2017 года на московском нефтеперерабатывающем заводе вышло из строя оборудование, предназначенное для производства высокоактанового бензина. Это уменьшило производство топлива и вызвало ажиотаж на рынке.
Рост мировых цен на нефть
Нефтедобывающим компаниям выгоднее реализовывать нефть на мировом рынке, чем перерабатывать ее в бензин и продавать в России. Есть законодательная норма по реализации на внутреннем рынке, но она не велика – всего 10% от общего объема продажи. К тому же, крупные компании научились ее обходить. Они продают нефть на внутреннем рынке самим себе через аффилированные организации, а потом перепродают ее за границу по более выгодной цене.
Неудавшийся налоговый маневр
Налоговый маневр – это реформа налогообложения в нефтяной отрасли, начатая в 2014 году. Ее целью было стимулирование нефтепереработки внутри страны за счет изменения конфигурации налогов. Экспортные пошлины были снижены, но повышен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Также снизили акцизы на бензин. Но из-за резкого падения стоимости нефти государству пришлось вносить экстренные правки в процесс, чтобы сохранить нефтяные доходы бюджета. В результате налоговая нагрузка для внутреннего рынка оказалась выше, чем у экспортируемой нефти. Чтобы компенсировать высокие внутренние налоги производители повышают цены.
Акцизы будут расти и дальше. 1 января 2018 года налог вырос на 6,4%, а в июле поднимется еще на 6%. На 2019 и 2020 годы уже запланировано увеличение акциза на 3-4% каждые полгода. То есть рост цены топлива закреплен законодательно.
Это особенно важно, потому что доля налогов в цене бензина – 65%. Налоговые меры влияют на рыночную ситуацию гораздо сильнее, чем колебания мировых цен на нефть.
Все эти факторы играют против потребителей: растущие цены на нефть, сниженные экспортные пошлины, повышение НДПИ и акцизов.
Есть куда расти
Несмотря на постоянный рост, цены на бензин в России по-прежнему одни из самых низких в Европе. В Чехии бензин стоит в два раза дороже, а в Нидерландах почти в три. Это еще одна причина, по которой в России возник дефицит бензина – производителям из других стран не выгодно везти топливо в Россию. Гораздо прибыльней продать его на европейском рынке по высокой цене. По этой причине сократились поставки из Финляндии, Белоруссии и стран Юго-Восточной Азии.
Бензин дорожает, опережая инфляцию и рост реальных доходов. Это следствие главной беды российской экономики – зависимости от продажи ресурсов. Пока бюджет наполняется экспортными нефтегазовыми доходами, развитие внутренней нефтепереработки не выгодно ни крупному бизнесу, ни государству. Эту проблему обсуждают со времен позднего СССР, но решение пока не найдено.
Виктор Тарасенко