Весной сообщения томских автомобилистов в соцсетях напоминают сводки с минных полей: «Провалился на Красноармейской», «На Ленина открытый люк, осторожней», «Вот здесь люк, прикрепляю карту», «Там яма, объезжайте». И если с ямами все более-менее понятно, и об устойчивости асфальта давно ходят анекдоты, то почему по весне с дорог внезапно массово исчезают крышки люков, остается загадкой.
Мы связались с экспертами из «Томскодоканала», которые рассказали нам все об открытых люках и о причинах тех бед, с которыми каждую весну сталкиваются томские водители и пешеходы.
Разветвленная сеть
«Томскводоканал» — далеко не единственная в Томске компания, которая эксплуатирует люки в Томске, но именно это организация обслуживает самые разветвленные коммунальные сети в городе — водопроводную и канализационную. В Томске и прилегающих поселках около 25 000 канализационных колодцев и около 15 000 водопроводных колодцев.
Каждый колодец — это возможность поверхностного доступа к системе, соответственно, за люками нужен присмотр. Поэтому следить за тем, чтобы доступ в колодец не оказался закрыт, а также за исправностью бетонных оснований люков и сохранностью крышек — прямая обязанность сотрудников «Томскводоканала». У каждой смены есть график обходов колодцев, кроме того, работают аварийные бригады, которые приезжают по вызовам горожан, сообщающих коммунальщикам о неисправностях люков, в том числе и об открытых колодцах.
Открытые или вообще отсутствующие крышки люков — это одно из самых частых обращений томичей к специалистам «Томскводоканала» весной и летом. На сайте организации даже сделали специальную «тревожную кнопку», куда можно прислать сообщение об очередном открытом колодце. С 1 марта специалисты компании отремонтировали уже 60 люков, треть из них — по обращениям томичей. К середине лета сообщений об открытых люках будет в разы больше.
Время, за которое аварийная бригада должна отреагировать на сообщение — два часа. Коммунальщики должны приехать, осмотреть повреждение и, по возможности, его устранить. Если ремонт не удается сделать оперативно — то хотя бы огородить открытый люк и поставить предупреждение. Замена крышки люка — это, пожалуй, самый простой случай для аварийной бригады.
Намного хуже, если повреждено бетонное основание люка или выщерблен асфальт возле него. Такой дефект не устранить оперативно, так как придется удалять и заново восстанавливать асфальт вокруг люка, что возможно только при теплой погоде. Вот по этой причине порой и стоят неремонтированные колодцы до середины мая. Весной и летом «Томскводоканал» проводит около 400 ремонтов люков ежегодно, в среднем, ремонт одного люка стоит в среднем 20 000 рублей.
История таинственных исчезновений
Осмотры и ремонты — это все, конечно, хорошо. Но куда и почему так массово по весне исчезают крышки люков? Ежегодно «Томскводоканал» закупает около 700 комплектов люков. По данным прошлого года, организация приобрела 500 люков с чугунными крышками, утяжеленными и средней тяжести — их устанавливают на дорогах, и 180 люков с полимернопесчаными крышками, для тротуаров, парков и газонов. Кроме того, на складе организации хранятся комплекты и, отдельно, крышки люков еще советского производства, их устанавливают на колодцы со старой конструкцией.
По утверждению специалистов «Томскводоканала», большую часть люков на дорогах по весне натурально смывает водой, а крышки — растаскивают колеса автомобилей.
«Почему говорят — асфальт растаял вместе со снегом? Потому что летом и осенью на асфальте появляются трещины, в которые попадает вода. С началом осени эта вода замерзает и тает; вновь превращается в лед, разрывая аcфальт. Зимой снег и накатанный лед «цементируют» люки, шины автомобилей глубже «вбивают» лед в образовавшиеся разломы. А весной, при таянии снега, разрушение продолжается и часто вокруг люков образуются «лысины»: оголяется бетонное основание люков. В итоге бетонные плиты, служащие перекрытием коммунальных колодцев, испытывают повышенные нагрузки, основания люков расшатываются, крышки выскакивают – их отбрасывает колесами автомобилей. Активнее разрушение происходит там, где в период ремонта дороги подрядчики не подняли основание люка на уровень асфальта, или подняли неправильно», — объясняет руководитель пресс-службы ООО «Томскводоканал» Юлия Перковская.
Банальное воровство
Кстати, то ли у томских водителей нервы крепче, то ли времени меньше, но основная часть жалоб по открытым люкам идет от пешеходов. И если верить статистике «Томскводоканала» крышки люков из дворов и с газонов исчезают значительно чаще, чем с проезжих частей. Но тут причина исчезновения совсем другая — их банально воруют. Как показывает практика последних лет, томичи с охотой воруют все виды крышек — и тяжелые чугунные, и легкие пластиковые, и с запорными устройствами (которые ломом все-таки вскрыть можно). Чугун идет на цветмет, пластиковые, то есть полимернопесчаные крышки — уезжают на дачи к любителям халявы.
Массовое воровство крышек люков, по словам Юлии Перковской — неизбежное зло, с которым «Томскводоканалу» приходится мириться, так как бороться не получается. Воры активизируются летом, когда добраться до люков проще. Ежегодно снимают несколько десятков, а иногда и более сотни крышек: на новых сетях в пока еще нежилых районах, на задворках дворов, из паков, с улиц частного сектора. Воруют эпизодически, и массового — подгоняя «воровайку» и распечатывая люки на нескольких улицах подряд.
Ежегодные обращения в полицию практически не приносят пользы, так как найти похитителей крышек трудно. За последние семь лет только в трех случаях преступники были найдены и привлечены к ответственности: в одном случае похитителей взяли с поличным, в двух других — по горячим следам.
Не помогает «Томскводоканалу» и мониторинг и попытки обращений к владельцам пунктов приема цветного металла: крышки люков там как принимали, так и продолжают принимать, особо не интересуясь, где они были взяты. При закупочной цене от 900 рублей для пластиковых крышек и до 5994 рублей для тяжелых чугунных на переработку крышки люка уходят по дешевке, по полторы тысячи за штуку.
Последствия
Чем опасны открытые люки, знает, пожалуй, каждый автомобилист — испорченное настроение, деньги и время, потраченные на восстановление машины. Каждую весну в автосервисы Томска выстаивается очередь из автолюбителей, которым не повезло попасть в дорожные ловушки. По словам сотрудников автосервиса, за неделю к ним приходит от трех до пяти водителей, чьи авто нуждаются в восстановлении.
«Весной традиционно увеличивается поток клиентов с различными повреждениями бамперов, дисков и шин. Таких людей очень много. Мы не спрашиваем — в люки они проваливаются, или просто в ямы, но такие повреждения автомобилей явно вызваны плохим состоянием дорог. Попадание колесом в открытый люк чревато как минимум испорченным диском и испорченной резиной. Ну, а максимум — повреждения кузова, ходовой части и вплоть до попадания в ДТП», — рассказывает администратор томского автосервиса NVmotors Светлана Печкина.
По словам Светланы, средняя стоимость ремонта бампера — от полутора до трех тысяч, средняя стоимость ремонта колеса — в районе тысячи рублей, если повреждаются детали ходовой части — то до семи тысяч рублей. То есть, восстановление автомобиля после попадания в глубокую яму или открытый люк — достаточно дорогая процедура.
Но еще опасней открытые люки для пешеходов. Во-первых, падать придется с большой высоты: по информации «Томскводоканала» в областной столице, из-за особенностей рельефа, глубина коммунальных колодцев варьируется от двух до шести метров. А во-вторых, падать придется на железные трубы и торчащие вентили. И, наконец, открытые люки имеют свойство возникать неожиданно, достаточно разрушиться бетонной основе, расшататься крышке, или же «маскироваться» под лужами во время сильных дождей, когда ливневки не справляются и вода скапливается в углублениях асфальта.
По информации «Томскводоканала», за последние несколько лет в Томске еще не было случаев, когда на организацию подавали в суд по поводу повреждений, полученных при падении в открытый люк. Но автомобилисты судятся с «Томскводоканалом» регулярно. За 2017 год в мировые суды Томска поступил 21 судебный иск на возмещение материального ущерба, полученного после попадания автомобилей в открытые люки. В шести случаях судьи вставали на сторону водителей и «Томскводоканал» возмещал затраты на ремонт авто. Суммы ущерба доходили до ста тысяч рублей.
Однако, по мнению автора рубрики «Право знать», юриста Дмитрия Аксенова, пострадавшим от падения или попадания авто в открытый люк придется хорошо потрудиться, чтобы доказать свои права в суде.
«Если вы увидели где-то открытый люк, то обязательно нужно позвонить в аварийную службу, потому что последствия могут быть всевозможные. Тому человеку, который провалился в люк, нужно для начала кости все собрать и прийти в себя. И уже после того, как он сам себе оплатит лечение, может обращаться к коммунальщикам, выяснять, чей это был люк, и предъявлять через суд свои требования о возмещении материального ущерба и морального вреда. Степень тяжести телесных повреждений определяют врачи, но в суде придется доказывать то, что повреждения возникли именно от падения. В этом случае пригодятся свидетельские показания. Автомобилистам доказать свою правоту в суде будет проще: если колесо автомобиля провалилось, то вряд ли кто-то станет самостоятельно вытаскивать авто из люка. Хорошо, если у владельца есть возможность позвонить аварийным комиссарам и самому сделать фотографии и видео. Фото- и видеодоказательства пригодятся в суде, и в такой ситуации потребовать материальный ущерб будет гораздо проще», — рассказал Дмитрий Аксенов.
Карта открытых люков Томска
Оставляйте в комментариях адреса, по которым вы нашли открытые люки. Редакция портала будет наносить их на эту карту.
Екатерина Бухтиярова