Источник фото: Tomsk.ru
Авторские материалы

Стоят ТЦ: как бизнес переживает борьбу за пожарную безопасность?

11:00 / 26.04.18
5881
Мы в социальных сетях:

То, что торговые центры в Томске будут закрывать, стало понятно уже по результатам первой же проверки: в одном небольшом ТЦ эксперты нашли три десятка грубых нарушений правил пожарной безопасности. И так — почти во всех томских объектах, попавших в длинный список прокуратуры. Как итог — на этой неделе судебные приставы отчитались о том, что опечатали входы 21 здания, и их работа будет продолжаться.

Казалось, справедливость восторжествовала: вот нарушители, вот наказание. Пока не исправятся — пусть страдают. А на деле все оказалось сложнее. Растерянные томичи не знают, куда идти за покупками, где провести выходной и клянут на все лады проверяющих — мол, куда раньше-то смотрели? Владельцы ТЦ подсчитывают убытки и отвоевывают в судах свои здания, рядовые сотрудники — ищут новую работу, а арендаторы — не знают, чего ждать от завтрашнего дня.

Стоят ТЦ: как бизнес переживает борьбу за пожарную безопасность?

Собственники… 

В Томских судах вторую неделю жарко от споров собственников торговых центров и представителей прокуратуры, а сотрудники судов в прямом смысле чуть ли не валятся с ног от усталости. Выездные заседания идут одно за одним, на один и тот же объект приходится выезжать по нескольку раз и попутно изучать кипы бумаг — отчеты и технические заключения экспертов по пожарной безопасности. Результат массовых проверок оказался впечатляющим: опечатаны двери более чем 20 крупных томских зданий, и откроются ли они вновь в ближайшее время, зависит от решения судов.

За стенами опустевших ТЦ сейчас кипит бурная деятельность, уверяют владельцы торговых площадей: в спешном порядке устраняются все недостатки и недоработки, которые выявила комиссия. Кому-то уже удалось «отвоевать» свои торговые площади, убедив суд в том, что полностью закрывать здание нет необходимости и совершенствовать пожарную безопасность можно и в рабочем порядке.

По словам директора Дворца спорта Льва Дроздова, на этой неделе внутри здания Дворца уже прошли два выездных судебных заседания, в пятницу намечается третье, на котором, он надеется, учреждение разрешат открыть для посетителей. Дворец спорта закрыт уже неделю, вся торговля здесь замерла, текущие мероприятия — отменены. День простоя обходится владельцам примерно в 100 тысяч рублей, а если решение суда будет не в их пользу, то счет пойдет на миллионы, ведь придется отменять запланированные концерты.

Стоят ТЦ: как бизнес переживает борьбу за пожарную безопасность?

Точно такая же суета — в частично опечатанном «Мегаполисе». Основной корпус здания открыт, но там, по словам директора «Мегаполиса» Олега Степанова, срочно устраняют все недостатки, которые выявила проверка: поднимают датчики, ремонтируют извещатели, освобождают эвакуационные выходы. А ту самую злополучную дверь, что ведет на территорию завода по производству резиновых изделий, и вовсе вырвали, намертво заложили кирпичом и укрепили, уверяет Олег Степанов. Работа по устранению недостатков проходит и в «Спортмастере».

«В кинотеатре «киношники» тоже все исправляют: они уже добавили звуковое оповещение, настроили автоматическое отключение кинопроектора при срабатывании сигнализации. Исправление недочетов идет полным ходом», — сообщил Степанов.

«Аховый» результат прокурорских проверок, уверены представители опечатанных торговых центров — это в большей степени вина проверяющих, чем бизнесменов, или даже системная ошибка властей. Потому что, получается, у всех годами было все хорошо с пожарной безопасностью, а потом внезапно стало все плохо.

«Бизнес не будет вкладывать инвестиции в объект, который в итоге разрушится или будет уничтожен пожаром, так что забота о безопасности своего имущества тоже в интересах бизнесменов, — объясняет директор «Мегаполиса». — Я не знаю ни одного собственника и директора магазина, который не был бы готов сделать пожарную безопасность правильно. И сейчас все очень скучают по тем временам, когда все проекты согласовывались с МЧС и вся приемка работ и ввод в эксплуатацию проходил тоже с участием пожарного надзора. И потом регулярно приходили инспекторы, показывали в текущем режиме, что надо доделать. Такая постоянная работа намного результативней и комфортней, чем массовый «караул!» после десяти лет тишины».

Стоят ТЦ: как бизнес переживает борьбу за пожарную безопасность?

О природе «десяти лет тишины», породившей массовые нарушения правил пожарной безопасности, недавно рассказал руководитель областного управления МЧС Михаил Бегун. По его словам, в 2007 году строительное лобби в Госдуме «протащило» такие изменения в законе, которые фактически отстранили инспекторов пожарного надзора от проверок при проектировании и строительстве зданий. МЧС теперь может зайти в новый объект только через три года после ввода в эксплуатацию здания. А надзорные каникулы и вовсе отменили ряд проверок в отношении малого и среднего бизнеса. Теперь выясняется, что у строителей недостаточно знаний и опыта, чтобы курировать и контролировать пожарную безопасность.

Впрочем, как отметил Бегун, собственники ТЦ в большинстве своем тоже лукавят, заявляя, что не знали и не были предупреждены о нарушениях: представители томского МЧС уже третий год судятся с владельцами торговых центров как раз из-за нарушений пожарной безопасности.

Стоят ТЦ: как бизнес переживает борьбу за пожарную безопасность?

…и арендаторы

По словам томского бизнес-омбудсмена Валерия Падерина, настоящими заложниками ситуации с остановкой работы ТЦ стали представители малого бизнеса — арендаторы торговых площадей. Пока в аппарат уполномоченного не было подано ни одной официальной жалобы по этому поводу, но настроение у томских бизнесменов в последнее время мрачное.

«Люди оказались в двойственной ситуации: с одной стороны, все понимают, что такие проверки необходимы, это безопасность. Пожар в Кемерове действительно потряс всю страну. Да и кому хочется, чтобы твой бизнес был уничтожен огнем? С другой стороны, арендаторы не виноваты в том, что владельцы зданий нарушают закон, но расплачиваться приходится в первую очередь им: они теряют клиентов, выручку, репутацию, сотрудников, некоторые — товар. А предъявить иски владельцам торговых площадей у большинства нет возможности: договоры аренды составлены так, что все риски «складываются» на арендаторов по принципу «не нравится — уходи», — объяснил Падерин.

По словам бизнесменов, работающих в торговых центрах, которые были опечатаны приставами, у всех на месяц вперед внесена арендная плата, но сейчас владельцы разных зданий ведут себя по-разному. Кто-то делает массовые рассылки для своих арендаторов, предлагая пересчитать аренду, сохранять спокойствие, и уведомляет о работе по исправлению ситуации. Другие — пускают ситуацию на самотек и держат арендаторов в неведении относительно своих планов.

Арендатор сразу в нескольких томских торговых центрах, владелец сети магазинов детской одежды «Царство Каролины» Ирина Багирова сообщила, что ситуацию с массовым закрытием ТЦ ей пришлось прочувствовать особенно болезненно. Незадолго до трагических событий в Кемерове она съездила в Сингапур на встречу с известным бизнес-коучером Томи Робинсоном. Вернулась в Россию с огромным количеством планов по преобразованию своего бизнеса в социальную площадку для томичей…И столкнулась с суровыми отечественными реалиями.

Стоят ТЦ: как бизнес переживает борьбу за пожарную безопасность?

«Я очень люблю свою работу, вкладываю в нее много сил, но сейчас чувствую только усталость: я не знаю, как работать дальше в таких условиях, планировать что-то. После пожара в «Зимней вишне» коридоры торговых центров опустели: люди выразили массовый протест по поводу случившегося. Мои покупатели мне говорили: «Мы боимся ребенка приводить в ТЦ». И вот прошло две недели, люди немного отошли от случившегося — и в понедельник нас закрывают. Но почему так? Я ответственный бизнесмен. Я много сделала для того, чтобы покупателям было удобно и безопасно: мы поменяли вентиляцию, переделали освещение — с учетом пожарной безопасности. За несколько дней до открытия с нас потребовали сертификаты о том, что обои выполнены из негорючего материала. Эвакуационный выход, огнетушители — это все есть, с самого первого дня работы. И собственники здания довольно строго спрашивали с арендаторов обеспечение безопасности», — вспоминает Ирина.

По словам девушки, у всех бизнесменов, которые арендуют торговые площади в томских торговых центрах, были и убытки, и ущербы, при сохранении всех обязательств перед арендодателями. При этом собственники прикладывают усилия, чтобы исправить те недочеты, которые выявили при проверке. А внезапное закрытие ТЦ не приносит никакой пользы.

«Я понимаю, что все, что произошло в Кемерове — это большая беда. И у нее есть вполне конкретные причины. Но ситуацию нужно стараться исправлять, а не наказывать всех и сразу, — говорит Ирина.— Проверяющие, вы же сами когда-то давали добро на открытие этих центров, вы же сами ставили галочки о проведенных проверках, где все было хорошо! Почему сейчас нужно устраивать облаву на бизнесменов? Чтобы снова проставить галочки, отчитаться о проверках? Но такой подход создает только хаос и панику! Людям-то что делать? Ко мне уже приходили продавцы из Дворца спорта, из «Персоналя»: они остались без работы и не знают, что делать дальше, их вообще никак не предупредили о прекращении работы. Вы только представьте, что чувствует человек, когда утром приходит на работу и понимает, что работы у него больше нет! Причем я понимаю владельцев зданий — они сами не знают, что делать в этой ситуации. У них торговые центры тоже закрывают без предупреждения. Ладно бы закрывали, но хотя бы как-то предупреждали людей: мол, через две недели закроем, через месяц. Люди бы хотя бы что-то искали, находили какие-то варианты».

Как рассказала Ирина, сейчас арендаторы торговых центров тратят нервы, силы и деньги, пытаясь спасти свой бизнес. Ей самой пришлось потратить немало сил, чтобы перевезти товар из магазина в одном закрытом торговом центре в другие, еще открытые, при этом не было никакой гарантии, что завтра внезапно не закроются и они. И такая обстановка царит сейчас в Томске повсеместно.

Стоят ТЦ: как бизнес переживает борьбу за пожарную безопасность?

По словам бизнес-омбудсмена Валерия Падерина, приостановка работы торговых центров без предупреждений и на неопределенные сроки больно бьет по карману предпринимателей и самочувствию бизнеса в общем. У людей нет возможности планировать свои доходы и расходы, выплачивать зарплату сотрудникам. А закрытие торговых центров на несколько месяцев, в случае решения суда, вообще может привести многих частных предпринимателей к банкротству. Многие рискуют оказаться в ситуации, когда нечем будет оплачивать банковские кредиты, которые раньше оплачивали с выручки.

Один из выходов для бизнесменов, по мнению Падерина — поиск новых торговых площадей и постепенный перенос туда торговых площадок. Но для этого требуется время, да и ранжировать здания с точки зрения их безопасности тоже будет непросто. Во-первых, пока неизвестно, какие именно здания в Томске безопасны, а во-вторых — есть такие факторы, как проходимость здания, наличие конкуренции и так далее.
Новые проверки?

По мнению Падерина, еще одна «ловушка», которая может после трагедии в Кемерове подстерегать бизнес — это продолжение массовых проверок уже после того, как все спешно вложат средства в обеспечение пожарной безопасности.

Теперь претензии к владельцам мест массового пребывания начал предъявлять Госстройнадзор, требуя спешно переносить все детские развлекательные площадки на первые-вторые этажи зданий. А это значит, что вскоре может начаться вторая волна проверок с последующими закрытиями, перестановками, переносом и освобождением площадей в торговых центрах.

Вообще-то, объяснил бизнес-омбудсмен, эти нормы существуют уже давно, но настоятельно напомнили о них только сейчас, после пожара в «Зимней вишне». Владельцы торговых центров уже в курсе старых/новых требований, и продумывают пути решения.

«У нас нет другого места для компании, которая сейчас размещается на верхнем этаже здания с детскими лабиринтами. Его просто не предусмотрено проектом, — сообщил директор «Мегаполиса». — Дело в том, что наша компания изначально заказывала проект, делала его экспертизу, и все решения были одобрены. В требованиях написано, что детские игровые зоны должны находиться не выше второго этажа и не дальше 20 метров от выходов. Эти требования были одобрены в 2011 году и введены в действие 1 сентября 2014 года. «Мегаполис» был открыт через несколько месяцев, в начале 2015 года, но проект был сделан еще в 2012 году, а само здание построено в 2013 году. И Госстройнадзор нам согласовал и проект, и ввод в эксплуатацию. Сейчас речь идет о том, что нам придется просто закрыть детские аттракционы на верхнем этаже».

Стоят ТЦ: как бизнес переживает борьбу за пожарную безопасность?

По словам Олега Степанова, представители всех детских развлекательных центров будут обращаться в Правительство за разъяснением этого требования по переносу детских развлекательных заведений на первые этажи зданий. Потому что формулировки в законе по-прежнему очень размытые: непонятно, о чем конкретно идет речь — или только об игровых комнатах, или о всех развлечениях, куда есть доступ детям. А это значит, что при проверке из таких формулировок можно будет «вывернуть» любой желаемый результат.

Как отметил Валерий Падерин, во всей этой суете и неразберихе, что происходит сейчас в томском бизнесе, можно отметить один положительный момент. В Томской области, по сравнению с другими регионами, проверки торговых центров и реакция на них проходят мягче: контролирующие органы больше склонны выходить на диалог с бизнесом, вникать в нюансы работы. А это показатель того, что идет не очередная «охота на ведьм», и совместный поиск выхода из ситуации вполне возможен.

Екатерина Бухтиярова